АМУРСКИЕ ВЁРСТЫ
IV
Автор: Лариса Македонова-Магинская
2005 год. Июль.
Путешествие на скоростном теплоходе Метеор длится почти двенадцать часов... Выехали мы с сыном в семь часов утра из Хабаровска и отправились на мою малую родину в нижнеамурский посёлок Маго. У сына летние каникулы, у меня очередной отпуск.
Долгий путь в замкнутом пространстве всех уже порядком… “утомил”. А впереди ещё шесть замечательных часов хода до Николаевска-на-Амуре. Там наш конечный перевалочный пункт, но отнюдь не конец путешествия…До Маго ещё два часа трястись по камням в автомобиле.
Наш Метеор стоит у пристани Софийск.
Поселение расположено у невысокого мыса Джай и горного ключа с одноимённым названием. В девятнадцатом веке здесь стояли фанзы промыслового народа ульчей.
Высокогорный ключ Джай (сегодня это ручей Быстрый) берёт своё начало в каменистых ложбинах таёжных сопок. Ручей делит поселение Софийск на два небольших района. Когда-то, в далёком 1859 году в экосистему ключа Джай ворвались люди. Первопоселенцы выкопали в устье ручья большое озеро-док и даже успели склепать корпуса трёх кораблей. На этом всё почему-то и остановилось…
Искусственное озеро сохранилось и по сею пору. Оно обмелело и заросло.
Родниковый ручей Быстрый, оправдывая своё название, стремительно и шумно скатывается с высокого горного распадка, прячась за большими валунами. За камнями в водоворотах сильного течения, в чистейшей ледяной воде стоят хитрющие хариусы, заняв тактику выжидания. Они не гоняются за добычей, а ждут когда мальки сами приплывут в их хищные пасти.
С восточной стороны Софийск бережно объяли отроги древних потухших вулканов горного массива Шаман -Тиуль.
С юго-западной стороны села находится остров Бычий, утопающий в зелени деревьев, в ярком разноцветье луговых цветов и полезных дикоросов. Райское место!
Но, если заглянуть в глубь советской истории, особенно в тридцатые годы, то можно ужаснуться происходящим событиям на острове Бычий, где располагались ГУЛАГовские зоны с заключёнными.
В самом Софийске находилась контора лагерного начальства и районный пересыльный пункт.
Через местную пересылку за репрессивные годы прошли десятки тысяч мужчин и женщин. До 1960 года спецлагеря, набитые под завязку дешёвой рабочей силой, были рассыпаны по всей нижнеамурской тайге…
Из окна нашего теплохода внимательно вглядываюсь в остров Бычий и он уже не кажется мне таким ярким и привлекательным...
Постояв, положенные пять минут у пристани, в шесть часов вечера Метеор отходит от Софийска. Поселение провожает нас высоким голубым небом и ярким июльским солнцем.
Берём курс к заправочному танкеру, чтобы забункероваться.
“Ланч” у нашего теплохода, как мне показалось, продолжается целую вечность. Успеваю оглядеться по сторонам и сориентироваться у каких нижнеамурских достопримечательностей мы на сей раз находимся.
Рядом с Софийском, в низкой пойме правого берега в Амур впадает сеть мелких проток. Они соединяют реку с озером Большие Кизи. Озеро расположилось вдоль Джайского хребта, который щитом встал на пути воссоединения реки Амур с Тихим океаном. С высоких гор древнего Сихотэ – Алинь к Кизи спешит множество бурных рек, с лихвой наполняя ледяной водой его огромную чашу.
Перезимовав на тёплых “ривьерах” Тихого океана, первыми к местам гнездования, ранней весной возвращаются стаи гусей гуменников. Эти умные птицы - страшные индивидуалисты. Они предпочитают селиться по берегам Больших Кизи подальше от остальной пернатой братии.
Преодолев тысячи километров, с небесной выси на посадку заходят клинья ослепительно белых лебедей-кликунов. В тихих заводях хрустального водоёма эти однолюбы образуют пары на всю жизнь. В густых зарослях тростника и рогоза у лебедей-кликунов через пять недель появятся серые пушистые комочки - птенцы. Родители будут опекать выводок до двух лет.
Озеро Кизи расположено на пути активной миграции перелётных птиц. Ранней весной здесь отдыхает множество птичьих стай, перед тем как на лето рассыпаться по северным лесным границам Евразии. А осенью, возвращаясь на зимовку в тёплые края, они вновь сядут отдохнуть на зеркальную гладь гостеприимного таёжного озера.
Кизи окружает сосновый бор, где в дуплах деревьев гнездятся утки-мандаринки. В хвойном лесу водятся хитрые чёрно-бурые лисы. Шарится по местной округе, расхитительница охотничьих и рыбацких зимовий, пакостная росомаха. Мышкует царь дикой пушнины - соболь.
С июня по сентябрь через озеро Большие Кизи проходят тучные косяки лосося. Кета инстинктивно стремится к горным рекам - местам своих родных нерестилищ. В начале лета, в возрасте смолта, маленькие пёстренькие рыбки уходят на четырёхлетний «выпас» в Тихий океан.
Ход красной рыбы на Нижнем Амуре ежегодно ждут все: и люди, и животные. Таёжный и водный биотоп тоже нуждаются в микроэлементах от завершившей свой жизненный путь кеты…
В июне в озеро Большие Кизи заходят с Амура огромные красавцы - осетры. Нагулявшись в глубинах прохладных плёсов, лежат они днями на тёплых отмелях кверху брюхом, греют на солнышке икру, готовятся к скорому нересту. К сожалению, эта царская рыба официально недоступна для простых рыбаков.
Недалеко отдыхает после ночной охоты в глубокой затенённой яме хозяин озера - таймень. Нарушая его покой на водных просторах шумно бандитствуют стаи агрессивных серебристых сигов. Им в пример, тихо стоит в засаде под корягой, переселённый с Приморского озера Ханка, коварный судак. Для жителей Приамурья судак - рыба новая, неизведанная...
В этом невероятно богатым своей флорой и фауной месте в 1953 году советская власть хотела построить огромную электростанцию, когда планировала грандиозную стройку по прокладке тоннельного перехода под проливом Невельского на остров Сахалин. К счастью для таёжного оазиса, этого не случилось!
И всё-таки власти к озеру Большие Кизи присматриваются. У озера находятся крупные запасы нефти и газа. Дальневосточные просторы бесконечно богаты таёжными, подводными и подземными ресурсами.
А наш Метеор, насытившись дизельным топливом, резво уходит вниз по маршруту. До города Николаевска-на-Амуре остаётся чуть более пяти часов хода.
По правому борту проходим село Мариинское. Недалеко от села Амур делится на два рукава: старый Амур и Мариинская протока. С 1855 года по 1861 год Мариинский военный пост имел статус города.
В девятнадцатом столетии у военного поста находились небольшие стойбища: Дэре, Кота, Киси и Сучу.
В них жили в самом близком соседстве нанайцы и ульчи. В короткие часы отдыха любили они у костра слагать сказки, предания и легенды.
Сложили они легенду и об Айском заливе, что на озере Большие Кизи.
Давным-давно, на амурском острове Сучу шаманом в стойбище был старый Кенька Пильдунча. Многие приходили к нему за советом и помощью. С годами сложно стало ему поддерживать огонь в фанзе. Рука уже не та, глаз потух, да и бубен стал глуше. Была у него красавица дочь Айога. Многие засматривались на неё, но всем им отказывал Пильдунча. Особо настырных женихов превращал он в зверей и птиц. Готовился Кенька выдать дочь за богатого охотника и затейливого сказителя Чоло Тумали из стойбища Тенча, ожидая за то большой выкуп.
Плакала Айога, не хотела она идти за старого Тумали.
Одним летним днём, в месяц сильчи бени (c мангунского “месяц летней кеты”), убежала Айога с молодым охотником. Разозлился старый Пильдунча. Покамлал в бубен, обратился тот бубен в оленя. Оседлал ловкий шаман оленя и пустился в погоню. У глубокого озёрного плёса он догнал беглецов.
В берестяной лодке беспечно сидели двое. Увидев в лодке свою дочь Айогу, рассвирепел старый Пильдунча. Поднял он чёрную бурю и всколыхнулось озеро высокими волнами. Направил шаман огненные стрелы в охотничью лодку и вспыхнула она отблесками заходящего солнца. Превратился молодой охотник в чёрного коршуна и скрылся в лесу. Поспешила за ним Айога, обернулась в белую лебёдушку, но не успела взмыть в небо, опалила свои крылья, да так и канула в чёрную воду...
С тех самых пор плёс на озере Кизи зовётся Айским заливом.
По причине обмеления Мариинской протоки, наш Метеор в селение не заходит.
Но мне хочется кратко написать об очередной археологической достопримечательности на пути нашего долгого путешествия. О самом большом и высоком острове на реке Амур - острове Сучу. Современное название острова - Щучий. Он находится недалеко от села Мариинское, примерно в двух километрах.
Остров Сучу (с мангунского ”покинутое место”) – это памятник истории, родом из новокаменного века.. В недрах этого уникального острова находятся остатки древнего поселения. Археологи уже много лет ведут раскопки на этом участке суши. Раскапывают древние жилища - западины и в них находят каменные инструменты: ножи, топоры, наконечники, стрелы и даже древние наковальни. Найдены десятки женских фигурок из керамики и черепки глиняной посуды.
Основным занятием древних племён, проживающих на острове Сучу, являлись охота и рыбалка. На медведя, кабана и лося ходили с костяными кинжалами. Не всегда охота была удачной. Случалось, что раненый вепрь в бешенстве вспарывал огромными клыками живот охотнику, а медведь-шатун снимал скальп с головы. Пострадавших, особенно стариков, просто бросали в тайге…Таковы были реалии той эпохи.
В начале ХХ века на нижнеамурском острове Сучу находилась небольшая казацкая станица с сотней конных казаков и фанзы мангунского стойбища. В 1916 году казачья сотня ушла с острова, растворившись в вихре первой мировой войны и адовом пламени революции...
В советское время на острове Сучу находился пионерский лагерь.
Наше скоростное судно проносится мимо памятника каменному веку - острова Щучьего (Сучу) и бывшего военного поста, несостоявшегося города, а ныне небольшого села Мариинского.
От долгого речного путешествия я уже порядком устала и в голову начинают лезть грустные мысли-воспоминания. Почему нам в школе (в советское время) не давали знаний о нашем Дальневосточном крае, о его истории, о богатом разнообразии флоры и фауны? Учителя могли бы рассказать о гигантской горной системе Сихотэ-Алинь, снежные вершины которой я наблюдала зимой и летом из окна своей комнаты. Сихотэ-Алинь старше Кавказских гор! Вот о чём в школе нам должны были излагать, прививая любовь к родному краю.
Мы же на уроках географии бесконечно изучали мифические для нас, жителей крайнего севера, реки Африки. До сих пор помню их названия наизусть!
Почему учебный план позволял себе пропаганду социализма, но содержал в себе недостаточно информации хрестоматийного характера?
На уроках истории нам доходчиво объясняли, как трудно жить бедным рабочим в капиталистических странах... Как при забастовках им мешают пакостные штрейбрехеры! И как в это же самое время, благодаря коммунистической партии, изобильно и свободно живётся в СССР и странах социалистического лагеря. Нам это было совсем не интересно, мы и так в это верили.
Тем о том, что мы живём в окружении уникальной природы Хабаровского края, было крайне мало. Настолько мало, что я их и не помню.
Гоню грустные воспоминания прочь! Иду на верхнюю палубу Метеора. Тугой амурский ветер бьёт в лицо. Любуюсь полноводным серебром величавого Амура. По левому борту теплохода проносится яркая зелень болотистых низин Удыльско-Кизинской низменности. По правому борту по хозяйски надвинулись на реку лесистые горные массивы старика Сихотэ-Алинь. Красота неописуемая.