99 лет назад, 25 июня 1923 года, советская власть освободила из-под стражи гражданина РСФСР Василия Белавина (в монашестве — патриарха Тихон). Ранее он подал заявление в Верховный суд РСФСР, в котором заверял, что «отныне Советской власти не враг».
Но что же заставило гражданина патриарха пойти на такой шаг? Популярный советский журнал «Огонёк» накануне подробно рассказывал об этом, о готовящемся судебном процессе над Тихоном:
«Процесс князей церкви
Вскоре судебная коллегия Верховного суда начнёт слушать дело бывш. патриарха Тихона, иначе — гражданина Белавина, а также ряда его ближайших сподвижников.
Центральной фигурой процесса является сам Тихон.
Обвинения, пред'явленные ему, в основной своей части подходят под 59, 69, 119 ст. уголов. кодекса, трактующие о контрреволюционной деятельности, сопротивлении декретам власти и использовании религиозных верований и предрассудков для возбуждения в массах оппозиционного и мятежного настроений. Тихон с момента выбора его патриархом сейчас же стал в резкую и враждебную позицию в отношении Советской власти. В первом же из своих посланий, адресованных «верным чадам церкви», он поносил представителей Советской власти бранными словами. [...]
В 1921 г., когда голод поразил наше Поволжье и Советская власть напрягала все силы, чтобы спасти от смерти миллионы голодающих, «святейший патриарх» занял как бы нейтральную позицию, ограничиваясь лишь отпиской. Несколько месяцев позже, когда Советская власть, не имея другого выхода, издала декрет об из'ятии ценностей — Тихон ответил на него циркулярным посланием, в котором называл из'ятие «святотатством» и приглашал всячески против него бороться.
Трибуналы, рассматривавшие ряд дел по сопротивлению из'ятию ценностей, с точностью установили, что кровавые эксцессы, имевшие место в различных городах при из'ятиях, произошли исключительно благодаря «посланию» Тихона. Из привлечённых к суду сподвижников Тихона можно указать на митрополита московского и коломенского Никандра — гр. Феноменова, бывшего вдохновителем известного «послания», и новогородского епископа Арсения, организовавшего сопротивление из'ятию в своей епархии.
Последний имеет крупное контр-революционное прошлое, как председатель «святейшего собора» (1917-18 гг.), избравшего Тихона и выпустившего «к верующим» воззвание, полное ругани против Советской власти и содержащее призыв бороться с ней. [...]
Сам патриарх Тихон уже не первый раз находится под судом. В 1920 г. он был вызван в качестве свидетеля по делу «Виленских чудотворцев» и когда в ходе процесса выяснилось, что Тихон причастен к спекуляции свечами и составлению подложных актов о нетленности мощей — суд постановил привлечь патриарха к ответственности.
В настоящем процессе в состав суда вошли: председатель Галкин, члены суда Неищев и Челышев. Общественным обвинителем выступит ст. пом. прок. Республ. Крыленко, защищать будет Бобрищев-Пушкин».