Найти тему
historia brittonum

Ирландцы глазами англичанина XII века.

Всем известна вечное противостояние между Англией и Ирландией. Борьба за независимость ирландских земель повлекла за собой множество трагических событий, а также породила множество стереотипов об ирландском и английском населении. Со временем стереотипы прочно укрепились в массовой культуре, породили множество анекдотов, баек и т.п.

Я не буду вдаваться в описание современных стереотипов, про них можно почитать спокойно в интернете. Куда больше интересно как же англичане представляли себе своих ближайших соседей. Давайте посмотрим.

Для этого возьмём труд английского историка, географа Гиральда Камбрийского – «Топография Ирландии», который был составлен в XII веке. В своей книге он достаточно подробно предоставил описание "изумрудного" острова, включая, конечно же, описание населения.

Гравюра из "Топографии Ирландии. На рисунке изображены жители "изумрудного" острова.
Гравюра из "Топографии Ирландии. На рисунке изображены жители "изумрудного" острова.

Для Гиральда ирландцы – варвары и дикари. Такое мнение он делает основываясь на их внешнем виде, и, видимо, на повадках поведения.

«Люди эти, когда рождаются, не опекаются бережно, как обыкновенно бывает. Ибо кроме питания, которым, чтобы они совсем не погибли, их поддерживают суровые родители, почти во всем остальном они предоставлены природе. Их не устраивают в колыбелях, не стягивают пеленами, не омывают нежные члены частыми купаниями, или не формируют с помощью искусства. Ибо повивальные бабки не выпрямляют посредством горячей воды им носы, не понижают лица, не вытягивают голени. Одна лишь природа, без участия какого-либо искусства, члены, которые она создает, и формирует, и располагает по своему усмотрению. И таким образом, словно бы испытывая, на что она способна, не перестает ваять и формировать до тех пор, пока не возведет и не возвысит этих людей до совершенной крепости, с весьма красивыми и стройными телами, с правильными и весьма румяными лицами.»

«Впрочем, хотя они вполне украшены дарами природы, однако, варварский облик и бород, и одежд, а также и умов, без сомнения делает их дикими. Ибо они едва носят шерстяное, и то обыкновенно все черное, поскольку овцы этой земли черные, и сшитое по варварскому обычаю. Ведь для них обычны небольшие тесные капюшоны, продолжающиеся за плечами до локтя и как правило сшитые из разных родов ткани, и под ними, наподобие плаща, фаланги. Носят также то ли сапожные брюки, то ли брючные сапоги из шерсти, как правило окрашенные краской.»

Такое мнение довольно типично для человека того времени. Всё то, что отличается от норм поведения, принятыми в той местности, где живёт сам автор - считалось дикостью. Гиральд критикует отношение ирландцев к вере.

«Ибо народ этот – народ отвратительнейший, народ, весьма опутанный пороками, народ, из всех народов в начатках веры невежественнейший. Ибо ни десятину, ни от первых плодов не платят; ни браков не заключают; не избегают кровосмешений; не посещают церковь Божию с должным почтением

К этому описанию он добавляет то, что ирландцы склонны к предательству и подлости.

При этом, историк отмечает несравненное мастерство игры на музыкальных инструментах.

«Лишь в игре на музыкальных инструментах я нахожу похвальное усердие этого народа. В ней он сведущ несравненно более всякого племени, которое мы видели. Ибо ритм в ней, не как в британской игре на инструментах, к которой мы привычны, медленный и тяжелый, но проворный и стремительный, звучание, однако, приятное и привлекательное.

Дивно, что при этой столь стремительной быстроте пальцев сохраняется музыкальная пропорция; и с не терпящим ущерба мастерством, во вьющихся мелодиях и многоразлично смешанных инструментах, со столь приятной подвижностью, столь разнообразным единообразием, столь несогласным согласием, создается и производится гармоничный напев.»

Кельтская арфа - один из символов страны. Арфа изображена на гербе Республики Ирландия.
Кельтская арфа - один из символов страны. Арфа изображена на гербе Республики Ирландия.

Отмечает и стремление шотландцев познать ирландский музыкальный стиль

«Стоит отметить, что Скотия и Валлия, вторая благодаря распространению, первая – взаимным посещениям и родству, силятся подражать Ирландии подобным умением в мелодиях. Ирландия же пользуется и услаждается только двумя инструментами, то есть арфой и тимпаном. Скотия тремя: арфой, тимпаном и кротой. А Валлия – арфой, флейтами и кротой.»

«Топография Ирландии» даёт еще множества информации как о самых ирландцах, так и об острове в целом. Рассказывать можно долго, ну а лучше прочитать труд Гиральда самому. Но даже из этих отрывков можно увидеть «портрет» ирландца XII века, по крайней мере, по субъективному представлению англичанина той эпохи.