Выражение «стадное чувство» обычно вызывает так себе эмоции. Сразу вспоминается: «А если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь?»
Однако, есть в «стадном чувстве» кое что полезное, особенно во время учебы. В методологии мы называем что-то подобное групповой динамикой (аналогия грубая, но зато яркая).
Групповая динамика — феноменом, который призывает человека действовать, подчиняясь настроению и принятым принципам группы (если упрощать).
Групповая динамика часто встречается в школе: где-то получать пятерки и "хорошо"учиться круто и престижно, а где-то за поднятую руку будут обзывать заучкой.
Таким образом групповая динамика отражается на отношении к учебе у каждого конкретного человека.
Групповая динамика влияет на мотивацию, прививает интерес и стремление развиваться. Также легко она душит на корню инициативу, жажду знаний и много других хороших вещей. Априори на групповую динамику влияет учитель, преподаватель, наставник. Также влияние на нее проектируется на этапе создания программ и курсов, которые ставят во главу угла комфорт и безопасность в учебе.
Но и мы, будучи учениками, студентами или слушателями, можем прогнозировать и подбирать групповую динамику под свои нужды, заранее уменьшая характерные для нас риски в учебе.
Кейс
Например, Маша решила пойти на кулинарные курсы для общего развития. Ей захотелось новизны в ежедневной рутине и возможности удивить семью.
Перед ней стоит выбор:
1. Купить сборник рецептов с роликами приготовления от шеф повара + доступ к общему чату на 150 учеников для вопросов куратору по рецептам и приготовлению.
2. Купить 15 уроков с посещением два раза в неделю в онлайне с еще 30 учениками + чат на группу с шеф поваром для ответов на вопросы + рецепты сборника.
3. Купить оффлайн курс с шеф поваром с посещением 2 раза в неделю в центре города, с группой 15 человек + чат на группу + рецепты сборника.
Маша по натуре человек стеснительный и созидательный. Ее цель — получить удовольствие от нового занятия и вдохновиться на развитие.
С первого взгляда ей хорошо подошел бы первый вариант — не нужно ни от кого зависеть, ни с кем общаться. Если будут вопросы, можно задать в чате.
Однако в этом формате Маша остается один на один со своей мотивацией. Вряд ли ей удастся из-за стеснительности задружиться с группой активных ребят. Она не будет задавать вопросы, и не сможет питаться настроением и драйвом от других, так как чат на 150 человек не поддерживает "теплое" обсуждение. Максимум в нем будут происходить вспышки активности от куратора, но через пару недель чат исчерпает себя.
В итоге Маша вряд ли попробует больше 6-10 рецептов и быстро охладеет к курсу и кулинарии.
Второй вариант теперь кажется привлекательнее. Он действительно неплох, если Маша готова включаться в обсуждения, обмениваться фотографиями, с удовольствием создавать вокруг себя групповую динамику.
Онлайн формат даже в малых группах быстро съедает энергию, не дает обмениваться ею в полной мере, особенно без ограничений во времени, ответственности за невыполнение.
Кулинарные курсы — очень эмоциональная сфера, она требует подключения всех чувств. Онлайн формат в малой группе подошел бы Маше, если бы она была зажигательной, инициативной и душой компании. Еще этот формат подошел бы, если бы у нее была стойкая мотивация, например, смена профессии или другая глобальная цель, которая зависела бы от навыка кулинарии.
Но Маше этот курс нужен для души, а из-за природной стеснительности она так же, как и в большой группе, не сможет сама создать вокруг себя драйв. Остается только положиться на случай — вдруг групповая динамика, нужная Машей, сама сложится.
Третий вариант с самого начала казался Маше не очень подходящим, но именно он лучший в контексте создания групповой динамики. В отличии от онлайна, в офлайне даже если человек неактивный влияет на групповую динамику.
Когда мы видим друг друга, слышим голос, считываем мимику, подключаем все органы чувств — мы неосознанно пытаемся создать окружающую среду, комфортную для всех.
Особенно это присуще только созданным группам по интересу: в нашем случае общий интерес — кулинария. Все хотят понравиться, быть приветливыми и "хорошими". Это позволяет даже стеснительным людям получить свою долю внимания.
К тому же именно в офлайне проще всего перенять от наставника драйв к любимому делу. Это еще больше усиливает и мотивацию, и сплоченность в группе.
Вывод
Что же нужно знать о групповой динамики, чтобы верно выбирать для себя обучение?
1. Если ваша внутренняя мотивация не железобетонна, то групповая динамика отлично может поддержать желание идти до конца даже через трудности. Главное, чтобы рядом были люди, идущие к цели вместе с вами.
2. Если вы не тот, кто готов зажигать своим драйвом, придется либо положиться на случай, либо идти туда, где делают всё для создания крутой групповой динамики.
3. Если вы стеснительный, закрытый человек, лучшая групповая динамика будет для вас в офлайне в только что созданной группе.
В итоге мы можем влиять на групповую динамику сами или подбирать те курсы и то обучение, где этому уделяется большое внимание.