Найти тему

Развитие мелодии: приëмы композиции

На моëм канале была статья о том, "как написать мелодию". Предположим, написали. А дальше-то что с ней делать? 

Сейчас речь пойдëт преимущественно о полифонических приëмах развития музыки. В фугах Баха я копаться не буду, а объясню,как эти же принципы можно использовать в музыке любой сложности.

С главным мотивчиком можно поступать так: увеличивать, уменьшать, помещать вверх ногами и задом наперëд. 

А теперь обо всëм по порядку и понаучнее. 

1. Тема в увеличении. Это тема, длительность которой в два раза больше. Например: если тема-исходник звучит в основном восьмыми, то тема в увеличении - четвертями. Если в качестве темы у нас аудиофайл, то залезаем в редактор, и уменьшаем темп ровно в два раза (например, со 120 bpm на 60 bpm) В симфонической музыке такой приëм хорошо работает в басу. Помещаем тему в увеличении в басовый регистр, и в басовый инструмент, а сверху на этой основе приписываем новую тему или эффекты. 

2.Тема в уменьшении. Работает с точностью до наоборот пункта 1. Если нужен эффект ускорения, то помещаем еë в высокую тесситуру. Можнои в бас, конечно, но скорее всего, выйдет нежелательный комический эффект. 

3. Тема в обращении (инверсии). Это то, что называется вверх ногами, или зеркально. Только за "зеркало" нужно брать основу. В классической полифонии ориентировались по ноте на средней линейке. Всë, что записано выше, чем нота на средней линейке, пишется, отступив

на столько же ниже неë, а всë, что выше - наоборот. Если лень считать, просто переверните нотный листик вверх тормашками, и перепишите мелодию, сохраняя ритм. (Для тех, кто не знает старый анекдот про сочинение преподавателя вверх ногами - напишу его в комментариях, если будет запрос). 

Если хочется поэксперементировать, и за "зеркальную основу" взять любую другую ноту, то тут уже надо считать и отмерять. 

4. Реверс (он же "ракоход"). Если тема в виде лупа - смело закидываем еë в сэмплер и включаем там функцию reverse. Или возьмите записанные ноты темы и перепишите в обратном порядке. Задом наперëд. От конца к началу. 

 

5. Ладовое или тональное переосмысление темы. Обычно используется в разработочных разделах музыки, и продиктовано образной задачей.  Не обязательно мажор менять на минор и наоборот. Вспомните, какие бывают народные или искусственные лады. Хочу привести пример из мультика "Фиксики". Там есть серия, где персонаж Файер наэлектризовался энергобраслетами, и немного сошëл с ума. За основу в мультфильме берëтся песенка "Часики".В кульминации фильма, когда Файер летал и всë крушил, "часики" звучали в 12-тоновом ладу: направление мелодии сохранилось, но сама мелодия "ползала" по полутонам, и под каждую нотку мелодии "подставлялся" уменьшëнный септаккорд. Таким образом ползали и аккорды. Конечно же, инструментовка была колористичной и "мультяшной", потому что переборщить с драматизмом не входило в задачу авторов мультфильма. 

6. Одновременное звучание двух знаковых тем. Вообще это целесообразно в симфонической музыке (например, фуги Баха,симфонии Танеева). В этом случае есть задача,требующая труда: предварительно нужно эти темы ладово и ритмически "подружить" и отдать разным инструментам. Хотя, по большому счëту, если музыка популярная, а темы простые, короткие, и из одной плоскости, то они вполне могут звучать одновременно, не перегружая внимания простого слушателя. Более того, некоторые аранжировщики делают так: придумывают аккордовую сетку, пишут сразу много фоновых мелодий, подголосков и рифов, а затем "разгружают", распределяя по различным разделам формы. А когда, наконец, эти темы звучат вместе - появляется ощущение волшебства. 

Предупреждаю: проделывая такие штуки со своими мелодиями, вы можете получить гору бессодержательного звукового мусора, который нужно будет отсечь. Но что-нибудь обязательно пригодится: вычленится интересный мотивчик, который может лечь в основу рифа, аккомпанирующей фактуры, или басовой партии. Можно, конечно, не заморачиваться, и развивать материал засчëт гармонии, инструментовки, и других средств. Но именно полифонические приëмы развития незаметно делают вашу музыку целостной и имеющей собственное лицо.