- Дед,- вошла Юля,- газету первую будешь читать?
- Конечно, ну-ка, ну-ка, чего вы здесь наваяли? Ого, три листа! Молодцы!
- Ага, пальцы болят, на клаве легче,- Юлька подула на пальцы,- а ещё редактор, так быстро диктует, еле успевали печатать. Я вообще, не так себе это представляла,- Юлька надула губки.- Думала, придумаем дизайн, нарисуем чего-нибудь. А нам начальника дали, редактора нашей местной газеты. Представляешь дед, журналисты по городу работают, новости приносят. А ещё с нами старая бабка работает, вот она шустро печатает, аж завидки берут. - Юлька опять посмотрела на свои пальцы. - Зря я согласилась печатать, Лиза с Лилей газеты разносят. Над ними начальства нет,- Юлька вздохнула,- прогадала.
- А вот если бы не гадала, а выбрала то, к чему сердце лежало, было бы лучше.- Вставила слово в Юлькин монолог Лена.
- А,- Девчонка махнула рукой,- пусть уж, как есть. Дед ты газету прочти и верни, она одна на квартал. За наш квартал я отвечаю. Газета в дом на час.
- Ух ты ж. Лимит. Мне часа много, сейчас верну,- Дима углубился в чтение.
- А кто лимит-то установил.- Гремя посудой, поинтересовалась Лена.
- Редактор, примерно посчитал дворы, подъезды, газету на стенде перед администрацией выставили. Там много желающих нашлось прочесть. На подъезд две газеты, ответственных сами выберут. Ну, что дед? Как тебе новости?
- Честно, не ожидал.- Дима вернул листочки внучке, та взяв их вышла на улицу.- Ты представляешь,- повернулся он к жене,- в городе ввели режим ЧС. Власть у военных, часть, что в десяти километрах от нас помнишь, вот они обеспечивают порядок в городе и округе. Вчера, оказывается, магазины пытались грабить, троих арестовали. Расстрел грозит. Завтра в исполнение.- Лена ахнула, прикрыв рот рукой,- нда, наука остальным. Демократия закончилась.- Продолжил Дима,- и всё же экспроприировать власть начала, у тех коммерсантов, что отказались давать продукты людям, магазины конфисковали. Жлобы, пропадёт же всё без холодильника. Сходишь в домоуправление, получишь талоны на продукты.
- Нам-то зачем?- Лена всплеснула руками, забита кладовка твоими стараниями.
- Это сейчас забита, а дальше что? Талоны дают всем. Вот иди и возьми на всех.- Не довольно пробурчал муж.- В газете прописали, что талоны только в этом месяцы дадут всем, а со следующего только рабочим и семьям рабочих.
- А работа- то, где?
- Валом. Требуются рубщики и заготовщики дров, помощники кузнеца, это мне значить, водовозы, рабочие на ферму и теплицы. Ещё кто-то и не запомнил. Я вот чего думаю, а зачем мне чужой помощник, да и тебе. Свои вон дармоеды сидят. Пойду, гляну, чего с машинкой устроили.
- Ты подожди, чего сказать то хотела,- Лена остановила мужа,- помнишь, у бабки валёк был? Она им бельё стирала,- Дима кивнул,- сделай мне такой, я на спор постираю лучше, чем машинка.
- Ну, ты старая даёшь, сделаю. Сейчас же.- Дима, смеясь вышел из дома.
Прибрав посуду, во двор пошла и Лена. До чего же хорошо на улице. Птицы, как сумасшедшие орут, весну чуют. Капель слышна, снег под ногами уже не хрустит, влагой напитался, конец зиме.
Соревнование по стирке белья между мамой и дочерью устроили на следующий день. Затопили баньку, вода горячая нужна, стиральная машинка с велосипедным двигателем воду не греет. Пока вода в бане грелась, занимались по хозяйству.
Джек сообщил о приходе чужих людей. У калитки стояли трое мужчин. Двое из них везли тележки, у третьего были сани полные дров.
- Вот,- указал на стоявшую рядом с ним тележку один из них, когда подошёл Дима,- Николай Викторович приказал доставить.
В тележках лежала мука, сахар, формы для хлеба, дрожжи, соль.
- Дрова я каждый день буду доставлять,- прогудел парень.- Артёмом меня звать. Собак не боюсь, познакомите со своим?
- Мы пошли,- отодвинувшись от калитки, сказал первый мужчина, давая понять, что знакомиться с собакой не намерен.- Мука закончится, сообщите.- Двое развернулись и пошли вдоль улицы. Артём остался.
- Джек,- строгим голосом, сказал Дима,- Свои, не трогать.
- Ты хороший, - Артём достал, что-то из кармана, протянул Джеку. Тот не доверчиво глянул на хозяина, затем порыкивая, обнюхал гостя. Завилял хвостом и захрумкал угощением, что преподнёс ему гость.
- Всё друзья?- Артём потрепал Джека по холке,- хороший мальчик, умный.
- Умный, - усмехнулся Дима, - но без меня во двор лучше не заходи.
- Да уж понял. Я примерно завтра в это же время дрова привезу. Круто профессию сменил из дальнобойщики в санководители,- он не весело усмехнулся. - Зато семья сытая. Вы знаете, что на площади полевая кухня стоит?- Дима отрицательно помотал головой,- кормят всех желающих. Сегодня армейскую палатку ставят, говорят, баню там организуют. Молодцы армейцы!
- Да уж, власть крепко в руки берут
- Да всё лучше, чем коммерсы, - Артём погрозил кому-то кулаком,- налички нет, и продукты не дают. Сдохнуть, что ли? Мы их просим под запись дать. Упёрлись нет и всё. Ну, теперь военные магазином распоряжаются. До завтра,- Артем, махнув рукой ушёл.
- Ну, мать начинай на благо государства трудится.- Дима подхватил тележку и повёз во двор,- тридцать лет горбатила на него, ещё столько же постарайся.
- Да ну, тебя. Хлеб людям нужен. И то, твоя, правда, Иринка и Машка в помощниках будут. Пока банька топится, тесто поставим.
Теста замесили пока два ведра. Руки с непривычки устали. Сегодня время выпекания засекаем, и решим, сколько хлеба в день выпечь сможем. Привыкнем.
Стирать начали уже после трёх часов дня. Налили воды в машинку, Иринка села крутить педали, Лена взяла валёк, Машка осталась арбитром.
-Начали,- махнула она рукой. Иринка закрутила педалями, но уже через три минуты сдалась, тяжело. На педали сел Санек, его хватило на пять минут. Решили, что хватит крутить тряпьё, начали отжимать.
Лена, обдав пододеяльник тёплой, мыльной водой яростно отлупцевала его вальком с двух сторон. Кинула в таз, залила кипятком. Посмотрела на обливающегося потом Санька. Выхватила пододеяльник щипцами из таза, кинула в холодную воду. Полоскать. Отжала в ручную. Результат порадовал. Чисто.
Иринка, отжала через валики бельё, выполоскала в ванной, опять отжала.
- Всё сдалась,- вытерла она пот со лба, - мама выиграла. Вальком легче.
- Так она один пододеяльник, а ты сразу два.- Зря, что ли делал?- Возмутился зять.
- Вальком два тоже сразу можно, не расстраивайся,- Иринка чмокнула мужа в щёку. - Зато знаем, что тяжело. Вместо спортзала можно тренироваться. Идею надо подать.
- Ой, не могу,- прыснула Машка,- представила, здоровенные дядьки стиральные машинки крутят, умора.
Все рассмеялись.
- Показывай, как пользоваться папиным изобретением,- подошла к матери Ирина.
- Это не папино, это народное. У бабушки такой был. На нем узоры были вырезаны, ручка удобней. Этот так, на скорую руку.- Лена показала, как пользоваться вальком. Собственно сложного ничего, лупцуй бельё и всё.
- Стресс снимать,- усмехнулась Маша,- представить того, кому уж очень хочется в морду дать и лупить, стресс, как рукой снимет.
- Ага, а ещё руки с непривычки отвалятся,- проворчала Ира.
- Привыкнем,- улыбнулась Лена.
- Было бы к чему. Это к хорошему быстро привыкаешь, а к плохому?
- Человек, такая скотина, которая привыкает ко всему.- Сказала Лена,- мы жили два года без света, привыкли, и вы привыкните, главное не жить прошлым. Тогда и будущее будет казаться светлее.
- Оптимист ты мамка, - Иринка обняла мать.- Иди, я достираю. Мазь от боли в суставах приготовь, а то пока привыкну, взвою.
Ни кто не взвыл. Все постепенно втянулись в работу. Дни пролетали быстро. Без дела ни кто не сидел. На четвёртый день определились с выпечкой хлеба. Тридцать буханок. Конечно, это мало. Но хоть что-то. Как оказалось, сорок семь дворов занимались выпечкой хлеба. Где-то на хуторе нашли старика, который начал руководить постройкой русской печи. Как положено, по всем правилам. Её устанавливают под навесом городской хлебопекарни. Планируют такие печи установить и в цехах. Но это долгая история, демонтаж современного оборудования проводить не будут. Мало ли вернётся энергия на землю. Тогда все и заработает. Или придумают альтернативу электрической энергии. Пока только пар. Паровозы по железным дорогам ходят. Сообщение с городами есть. Завтра паровоз из Москвы ждут. Надеются, что будет обращение президента. Люди сейчас разделились на два лагеря, кто-то считает, что Москва, как жила так и живёт, кто-то считает, что в ней полный хаос. С соседними областями связь наладили. Гонцы, верхом на конях. В трёх областях, как и в нашей, у власти военные, а вот в одной… Там бардак полнейший. Мародёрство процветает. Магазины разграблены, люди голодают. Говорят, что в нашем городе появились беженцы из соседней области. Но мы пока их не видели. В газете написали о том, что соседи разобрали железную дорогу. Дань за проезд просят. Совсем с ума сбрендили. Дань им платить никто не будет, а вот военных послали. Ждём новостей. продолжение
А я таким вальком пробовала стирать. Правда это было очень давно, и всё проходило в форме шутки. Поэтому свои впечатления сказать не могу. Только хорошо помню вырезанный рисунок на вальке. Веточки и цветочки. А ещё была надпись: Евдокии на память. Наверное чей-то подарок. А вы смогли бы стирать бельё вот так, как наши прабабки?