Найти тему
SMART&ART

Лайфхак: как запоминать большие объемы информации и уметь ее использовать

Оглавление

Сегодня блог SMART&ART мы передали в руки друга нашего образовательного центра и одновременно нашей ученице, которая прошла все курсы от английского языка до развития памяти и внимания. Виктория – студентка Римского университета, которая совсем недавно переехала в Италию, изучает Археологию и историю искусства и делится своим опытом работы со сложной информацией на итальянском языке.

История одного экзамена

Итак, расскажу, как я учусь систематизировать сложную информацию, и как использую упражнения для запоминания в реальной жизни.

Учеба дается непросто: приходится изучать совершенно новые материи на неродном и достаточно сложном языке, который я все еще продолжаю осваивать. Мозгу тяжело, он сопротивляется и всячески старается отключиться: то мы с ним хотим есть, то спать, то срочно нужно сделать уборку – причин, чтобы отвлечься находится масса, как только садишься за учебу.

При подготовке к экзамену по латинской литературе я поняла, что просто не могу запомнить имена в хронологическом порядке и названия произведений на итальянском. А еще надо было выстроить собственные ассоциации, чтобы запомнить отличительные особенности авторов и важные факты.

Отдельно подчеркну, что в Италии на экзаменах нет никаких билетов, все экзамены на моем курсе устные – преподаватель просто задает вопросы, и ты отвечаешь на них, нет времени на подготовку и размышления, это живая беседа по всем темам предмета.

Так я решила использовать упражнение, которое мы проходили на экспресс-курсе развития памяти и внимания.

Упражнение «Рассказ»

Задача такая: тебе диктуют слова, а ты должен запомнить их в нужном и воспроизвести за короткое время. Пока диктуют, записывать ты ничего не можешь, только потом – и обязательно нужно сохранить последовательность.

Классическая технология выполнения упражнения состоит в том, что во время диктовки слов ты мысленно составляешь из них рассказ, таким образом, 10-20 никак не связанных между собой по смыслу слов объединяются в сказку. Причем, чем абсурднее сюжет, тем лучше он запоминается.

Упражнение очень эффективно, причем информация проваливается куда-то в долговременную память, потому что даже спустя три месяца я могу вспомнить те слова, которые диктовал преподаватель.

Немного ночного Рима
Немного ночного Рима

Использование упражнения в жизни

Для моей задачи упражнение было подвергнуто модификации. Делюсь лайфхаком.

Первый этап: дифференциация информации

Представьте, что перед вами учебник по латинской литературы.Для начала необходимо провести дифференциацию всей этой информации. Сделайте таблицу, введите соответствующие колонки и распределите ту информацию с которой вы работаете по таблице. Как минимум надо запомнить наизусть важные даты и исторические периоды, в контексте которых писатели творили свои произведения, имена авторов и жанры, в которых они писали, а также названия значимых произведений.

Второй этап: установка связей

Проведите параллели, посмотрите, какие существуют связи между всеми фигурантами дела: кто кого уважал, ненавидел, критиковал или копировал. Кто к каким кружкам принадлежал и какую философскую школу поддерживал. Очень важно увидеть и зафиксировать все эти связи письменно.

Третий этап: собирание единого целого и рождение ассоциаций

Здесь на помощь приходит смекалка – нужно составить более или менее осмысленный рассказ, в котором вы сможете закрепить собственные ассоциации. У меня получилось стихотворение, где каждое четверостишие было посвящено отдельному автору.

-3

Ниже, собственно результат усилий:

Жил-был Ливий Андроник,
Не любил носить туник,
Перевёл он Одиссею
И купил себе кисею.
Невий был после него,
Написал много всего:
Гектор, Беллум, Тарантилла,
Был свободным гражданином.
После был старик Катон,
Скучен, властен и умён,
В прозе начал он писать,
Как же скучно, вам бы знать...
Энний верил, например,
Что в него вошёл Гомер.
Но не весь, а лишь душа,
Чтоб писалось неспеша.
Плавт — успешен, плоскостоп —
Лил комедии сироп:
Сводник, умник и старик,
Жених, воин, паразит.
Посерьезней был Теренций,
Не любил он преференций,
Он писал про люд простой,
Сплавив бога на покой.
Первый наш поэт-сатирик
Стоик был, звался Луцилий.
Всех высмеивал за нравы,
Даже тех, кто были правы.
Трагик был ещё Пакувий,
Умер, где стоит Везувий,
И любимей всех на свете
Была тема «папы - дети».
Аччио тоже был трагичен
И не менее лиричен.
У него герой — Атрей,
Что любил варить детей.
Ну а если спать хотите,
Цицерона вы возьмите,
Много говорил, был рьян,
Ему снился Емельян.
Будто свежести глотнул,
Перед нами вдруг Катулл.
Цицероновых речей
Не любил эпикурей.
После с нами друг Лукреций,
Говорит, не надо специй,
Душа смертна, как и тело —
Пусть творит все, что хотела.
После, как салат спесивый,
Цезарь хвастается силой.
Книги две — все о себе
Написал в третьем лице.
После вышел к нам Саллюстий
Из военных захолустий,
Рассказал про Цицерона,
Про Югурту и Катона.
Новая пришла эпоха,
При Августе не так плохо.
Первым взял Вергилий слово,
Рождество призвав Христово.
Позже был поэт Гораций,
Он любил поиздеваться.
Заявлял он напрямик,
Что как памятник велик.
Про любовь писал Тибулл
И страдал он как Катулл,
Говорил, что раб любви —
Муза, только позови!
Был ещё поэт Проперций,
О любви писал от сердца.
Политический вопрос
Для него был как понос.
После был поэт Овидий,
Рассказавший про хламидий,
Про любовь и про невроз
И про суть метаморфоз.
Знаменит Тит Ливий тем,
Что не знает лучше тем —
Его страсть неукротима
К теме основанья Рима.
Массимо Валерий в Риме
Жил при новом уж режиме.
Собирал он анекдоты,
Против скуки антидоты.
Представитель стоицизма
Сенека любил отчизну,
Призывал народ простой
Думать в жизни головой.
В заключение — антистоик,
Нелюбитель перестроек,
Назывался он Лукан
И, возможно, был шаман.

Помните, что важны только ваши ассоциации, например, информация может быть не совсем корректной, но заставляющей вас вспомнить корректный факт. Например, Пакувий умер не там, "где стоит Везувий" (рядом с Неаполем), а в Таранто, но Таранто находится тоже на юге Италии, и мне было проще запомнить это через известнейший в Италии вулкан, который рифмуется с его именем. Представьте, что вы творите «крючки» для своего мозга, который по ним, как во время скалолазания, должен забраться на вершину.

-4

Получившееся произведение можно повторять время от времени или не повторять — эффект в том, что вы можете не помнить его дословно наизусть, но ассоциации, которые сами же придумали, обязательно запомните.

Особо подчеркну, что никакой поэтический талант для этого упражнения не требуется, воспринимайте это как игру и не оценивайте художественную ценность произведения. Ваша задача – просто запомнить этот ворох информации и повеселиться. Овидий, конечно же, не писал про хламидий, а Проперций не настолько уж сильно не любил политику, но самая серьезная информация лучше всего запоминается через юмор!

И самое важное – любые упражнения, даже самые эффективные, не работают, если относится к ним только как к тренировке и не пытаться применять их. Поэтому спасибо преподавателям SMART&ART – эта методика действительно подходит для использования в реальной жизни. А экзамен я сдала на 30 баллов из 30 возможных.

#лайфхаки #учебавевропе #тренировкамозга #память