На днях на одном из Youtube-каналов команды «Н» прошли дебаты признанного иноагентом Гарри К. и не менее опасного для общества Леонида В. Обсуждали они, среди прочего, ответственность дорогих соотечественников за происходящее – виноваты ли они в том, что все это стало возможным, или были никем иным, как заложниками, которые никак не могли повлиять на действия более могущественных сил.
Что это на самом деле за дискуссия? Это дискуссия о том, дееспособно ли наше общество или нет. Тварь ли оно дрожащая или право имеет? Могло оно или не могло что-то изменить? Помогать ему или наказывать? И эту же дискуссию можно, в принципе, экстраполировать не только на все общество в целом, но и на отдельных персонажей в нем. Прощать их или взыскивать с них?
Вот, например, Валерий Меладзе сделал то, что сделал, и все ему сочувствуют и рукоплещут. А его коллега Филипп Киркоров этого не сделал, и многие его порицают. В моем лично понимании это примерно одинаковые по статусу и положению в нашем обществе персоны, с примерно равными возможностями и почти одинаковой субъектностью. Почему же они повели себя столь по-разному? Потому что они по-разному сами себя определяют.
Один решил, что он право имеет, а другой решил, что он всего лишь – тварь дрожащая. Один принял на себя ответственность, другой от нее сам отказался, объявил себя недееспособным. Но ответственность от этого никуда не делась. Вот в чем штука. Ответственность всегда остается. Потому что даже если вы объявляете себя недееспособным, на деле являясь вполне себе дееспособным, вы уже совершаете определенный выбор. И, отказываясь от ответственности, вы все равно самим этим жестом накладываете на себя ответственность.
Избавить себя от ответственности можно только в видимом поле, только формально. По существу же ответственность в воздухе не растворяется, какого бы розовощекого невинного карапуза вы из себя не изображаете. Размытой коллективной ответственности в формате «кто спрятался – тот не виноват» и «нас всех так учили» по факту не существует. Всегда есть те, кто на самом деле не виноват, и всегда есть те, кто виноват в большей или меньшей степени.
Кто же на самом деле не виноват? Тот, чья деятельность была в физическом или виртуальном поле в прямом смысле ограничена. Кто сидит за решеткой, чье СМИ закрыли, кто уехал, спасаясь от преследования. Тут все вроде понятно. Это и есть недееспособность. А вот дальше уже начинаются степени дееспособности – и у кого возможностей было больше, а практических полезных действий меньше, тот и несет самую большую ответственность.
Избавляет ли от ответственности человека то, например, что ему не хватило ума что-то осознать или он слишком боялся за себя и своих близких? Понять такого человека вполне можно, и можно ему даже посочувствовать, но ответственности с него это никак не снимает, вот в чем дело. Глупость, трусость, комплексы – это не оправдания, а своего рода отягощающие обстоятельства. Со всем этим человек в свое время мог справиться, но почему-то не захотел. Пожалеть его можно, но снять ответственность – нет.
Если же человек пытается что-то делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, но ему в этом всячески препятствуют, в том числе и с помощью насилия – несет ли он ответственность за то, что у него пока ничего не получилось? Думаю, что все-таки нет – его дееспособность была ограничена. Если человек обладает практически всеми вообразимыми ресурсами этого мира, но приносит этому миру лишь горе – несет ли он ответственность за свои действия? Думаю, да – ведь его дееспособность была максимальной из всех возможных.