Когда любители всё запрещать у нас в стране в очередной раз начинают сетовать на все заграничное, кровавое и ужасное, которое смотрят наши дети с экранов телевизоров, хочется привести им в пример русские народные сказки Александра Афанасьева. По своей кровавости и ужасности они могли бы запросто переплюнуть любой зомбо-триллер. Наш народный фольклор – это не только курочка Ряба, милый Колобок и сообразительный Иван-дурак. Это еще и такие монстры, о которых вы наверняка и не слышали. Баба-Яга по сравнению с ними – невинная старушка–лесовушка, сидящая постоянно в своей кургузой избушке.
Вот лишь несколько злобных и ужасных сущностей, которых до одури боялись наши далекие предки.
Упырь
Славянский упырь имеет очень давнюю и богатую историю. Ими по поверьям становились некрещенные, не отпетые покойники, а также те, кто не был погребен. Считалось, что мать–Земля не принимает таких, вот они и были вынуждены скитаться по свету, поджидая живых, чтобы напасть на них.
Чтобы покойник не превратился в упыря его хоронили особым образом – подрезали на ногах сухожилия, клали в гроб из осиновых досок, ставили рядом с головой чугунок с угольками. Питались упыри человеческим мясом и часто поджидали свою жертву в ночную безлунную пору не только возле кладбищ, а и даже рядом с жилищем человека. Именно поэтому с упырями (которые в том или ином обличье и названии есть у каждой мировой культуры) и связан страх человека перед ночным кладбищем.
Стрига
Стригой наши предки называли ведьму, которая похищала урожай. Ее можно было заметить, если утром выйти в поле, не помолившись перед этим и не перекрестившись на образа. Тогда в туманном рассвете можно было увидеть над посевами страшную женщину, висящую в воздухе вниз головой, которая ржавым серпом срезала спелые колосья.
Впрочем, это было последнее, что видел крестьянин. Этим же серпом стрига с легкостью отчекрыживала бедолаге голову, словно стебель пшеницы. Стригу так боялись, что даже ее имя запрещено было произносить вслух – только шепотом и с крестным знамением. А иначе ведьма могла явиться в ночи и отомстить.
Полудница
Еще одна сельскохозяйственная нечисть, родственница стриги. Только полудница в отличии от своей "сестры" любила появляться в полях в самую жару, когда солнце стоит в зените и от земли поднимается вверх вязкое марево. Представляла она собой высокую изможденную женщину с косой или серпом в руках. Встреча с ней заканчивалась стопроцентной смертью. А еще полудница любили подменять детей, которых родители оставляли без присмотра в поле, пока они занимались работой. Таких детей ведьма подменяла на своих – страшных, крикливых и кусачих.
Игоша
Игошами наши предки называли родившихся мертвыми детей или же жертв выкидышей. Так как некрещенных нельзя было хоронить внутри церковной ограды, их закапывали где придется. Вот около такой могилы и обитал игоша.
Представлял он собой младенца, иногда без рук, без ног, с большой головой и змееобразным телом. Игоша сильно не свирепствовал, но все равно часто доводил похоронившую его семью – например, изводил младенцев или портил скотину. Поэтому в семье, в которую является игоша, чтобы его задобрить, нужно было держать на столе особую миску и следить за тем, чтобы в ней была еда. Также раз в год за околицу к месту захоронения игоши приносили маленькую детскую рубашечку.
Анчутка
Это мелкий бес, который обычно живет в овине или бане. Выглядит он как рогатый карлик с мохнатым телом, плешивой головой, тонкими ножками, на которых не было пяток. Анчутка часто вселялась в своих жертв и заставляла тех творить странные вещи – визжать, хохотать, гоняться за домочадцами с топором, плясать голым, насиловать кур...
Судороги у купальщиков на мелководье были тоже делом анчутки, которая запросто могла жить и в воде. В сказках сей бесенок часто был второстепенным персонажем, с которым даже можно было о чем-то договориться. Однако, все дары анчутки были порченными и имели гибельные свойства.
Лихо одноглазое
А эта ведьма с одним глазом во лбу часто пряталась под мостами через реки и была невидимой. Выбрав себе жертву, она прыгала ей на плечи, да так и ездила на загривке всю оставшуюся жизнь несчастного. Человек при этом испытывал какую-то тяжесть, у него болели кости и мышцы, работа валилась с рук и беды сыпались на голову одна за другой.
Избавиться от лиха одноглазого можно было двумя путями. Первый – это уйти навсегда в монастырь. А второй – спихнуть ведьму какому-нибудь бедолаге, который по пьяной лавочке или же добровольно согласился бы "обменяться долями".
Бирюк
Бирюка сложно узнать. Он имеет человеческий облик, живет на краю деревни и даже ведет собственное хозяйство, огородничая понемногу. Но когда наступает ночь, бирюк превращается в свое истинное обличье – волчье, и рыскает по деревне в поисках одиноких детей и подростков, дабы украсть их и съесть.
И в зной и в мороз бирюк ходит в одном и том же полушубке мехом наружу, у него нечесаная борода и всклокоченные волосы, а в его избушке царит грязь и запустение.
Шишига
Шишига – это маленькая сморщенная старушка с уродливым носатым лицом. Она старается держаться поближе к человеческому жилищу и часто селится либо в подполе, либо за печкой. В сущности шишига имеет добрые помыслы и часто старается помочь хозяевам, выступая в роли некого домового.
Но у шишиги постоянно трясутся руки, поэтому все, к чему она прикасается либо ломается, либо разбивается, либо рвется. Запуталась пряжа, разбилась кринка с молоком, упал чугунок с картошкой – это все проделки шишиги. В старину верили, что шишигу могли поселить в доме печники или плотники, которых обманули при расчете.
Ячична
Это демон женского обличья, который любит селиться в брошенных и покинутых домах, которых со временем начинает считать своей собственностью. Выглядит она как большая странная женщина, у которой не на месте разные части тела – например, как пишется в сказках, "нос на лбу, глаза как плошки", "титки по ветру болтаются до земли", "одна нога из хворосту, другая наземня". В общем, сплошное недоразумение.
Ячична при этом опасная ведьма. Занятую избушку она никому не отдаст, а любого, посягнувшего на ее пространство, запросто может убить и удержать ее при этом не представляется возможным.
Медведко
Вообще в русских сказках окончание -ко намекало на волшебное происхождение персонажа. Достаточно вспомнить Морозко или дедушко – старца–волшебника. Из этой же серии был и медведко – полумедведь-получеловек. Живет он в лесу и питается детьми, а особенно любит молодых девушек, которые отправляются в лес по ягоды.
Иногда медведко может не сразу расправиться с красной девицей, а утащить к себе в жилище, вдоволь потешиться с ней, а потом съесть.
Оплетай
Еще один странный демон из русских сказок. Странный он потому, что имеет жуткое обличье не то толстой ветки, не то дерева. Это вроде и человек, а вроде и нет. У него одна рука и одна нога, а таится он в кроне деревьев у проселочных дорог. Если в тени деревца решит присесть усталый путник, то дни его сочтены – оплетай вытянет свою или руку, или ногу, враз спеленает–оплетет человека и высосет из него все соки.
Кстати, монстр не такой уж и малоподвижный. По преданиям, если встретятся два оплетая, то они сливаются вместе, принимают полное человеческое обличье и в таком виде от них нет пощады – могут запросто войти в деревню и обездвижить и высушить всех ее жителей.
В русских сказок помимо монстров, упырей и всякой нечести было полно персонажей, как добрых, так и не очень. Только почему некоторые из них носили такие странные имена? 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: bigpicture.ru; mirkosmosa.ru; maximonline.ru)