Эссе по фильму “Кабинет доктора Калигари”
Некий сумасшедший ученый, Доктор Калигари, использует сомнамбулизм для выведения из транса молодого человека по имени Чезаро, но отнюдь не для благих целей. По ночам лунатик убивает жителей города, и одной из жертв становится друг главного героя фильма (рассказчика), после чего тот начинает расследование.
Германское верховное военное командование конца 20-х годов 20-го века берет под контроль все главные киностудии своей страны, объединяя практически всех, для создания агитационного кино. Обнищавший народ, работающий по 12-14 часов должен верить в силу своей державы, отвлекаться от пустого холодильника, разрушенной экономики и смотреть правильные фильмы. На этом промежутке времени, пожалуй, лишь Немецкое кино может конкурировать с Голливудом, так как вложения в киноиндустрию были существенные и оставшимся независимым студиям было очень непросто конкурировать, фактически, с государством. Нужно было сделать что-то новое, необычное, максимально близкое человеку того статуса и положения. И Роберт Вине, вместе с большой командой профессионалов, сделал “Кабинет доктора Калигари”
Фильм открывает полноценную эпоху немецкого киноэкспрессионизма, которая насчитывает сотни фильмов.
Использование света. Использование контрастного освещения, как средства художественной выразительности, открыла для мира кинематографистов именно Германия. Нарисованные декорации, специально сделанные максимально мрачно и нереалистично, отражают настроение самих немцев того времени. Стоит отметить и художников Германа Вари и Вальтера Рерига, задавших атмосферу с начальных титров. Освещение здесь также отражает настроение рассказчика, что очень бросается в глаза, если смотреть кино без звука. В моментах, когда у него есть надежда на раскрытие преступлений, тона отдают, пусть и тусклым, но светом, когда же его тайна раскрывается, или он узнает о смерти или покушении на своих близких, картинка становится заметно темнее.
Актерская игра. Отдельно хочется отметить актерскую игру Вернера Краусса (доктор Калигари) и Конрада Фейта (Чезаре). Перевоплощение Краусса считаю превосходным, а момент с первым пробуждением Чезаро и его крупным планом основательно врезался в память. Мимика и эмоции Фейта в этом кадре может ужаснуть и восхитить и по сей день. Об игре остальных актеров могу только сказать, что они немного выпадают на фоне более реалистичной игры сумасшедшей парочки, хотя и считается, что их утрированность обусловлена жанром данного фильма.
Темы и образы. Открытый финал оставляет возможность для нас, зрителей, подумать самим, возможна ли история такой, как её преподносит рассказчик или же всё это кино просто о недоверии людей к власти того времени. Лично у меня образ рассказчика ассоциируется с простым немецким жителем того времени, а доктор Калигари - с верховными силами страны, которые выжимают все соки из людей, а несогласных готовы казнить, дабы не поднимали они вопросы о дурном настроении в обществе. Но сама оболочка из мистификации, возможной вымышленности главным персонажем такой темы и есть нечто новое, краеугольное произведение киноискусства, что получило название киноэкспрессионизм.