Найти тему

Роман без положительных героев. Какие тайны скрывают персонажи произведения «Мастер и Маргарита»

Оглавление

«Мастер и Маргарита» - мистический роман Михаила Булгакова, наполненный множеством тайн и загадочных явлений. Здесь нет ни одного случайного события или героя. Каждая деталь играет особую роль в сюжете произведения. Однако задумывались ли вы когда-нибудь о том, что в знаменитом романе нет ни одного положительного героя? Сегодня предлагаю разобраться с главными.

Воланд

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.

Пожалуй, это самый яркий персонаж - представитель темных сил. Он не творит, а обнаруживает зло и даже можно сказать, что в нем заложено понятие справедливости, однако давайте рассмотрим его образ с точки зрения отношения автора к герою. Описывая внешний облик, Булгаков подчеркивает, что у Воланда разноцветные зрачки.

«...Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней..." "...Правый глаз черный, левый почему то зеленый...»

Опираясь на знание того, что Булгаков по своей специальности врач-сифилидолог, нетрудно догадаться, какой диагноз поставил своему герою автор. В подтверждение этому, вспомним сцену на балу, где Воланд упоминает свое больное колено и скидывает вину на «одну ведьму».

«Приближенные утверждают, что это ревматизм, – говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, – но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чертовой кафедре.»

Таким образом, можно сделать вывод, что автор вряд ли мог определить героя, больного сифилисом, как положительного. Кроме того, интересна игра слов служащих театра Варьете, которые после сеанса черной магии пытались вспомнить имя заграничного артиста:

«Во… Кажись, Воланд. А может быть, и не Воланд? Может быть, Фаланд.»

Мало кто обратил внимание на такую деталь, однако она является еще одной составляющей негативного образа героя, ведь Фоландом в Германии называют черта.

Мастер

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.

Герой без имени собственного создает роман о Понтии Пилате, встречает Маргариту, которая вдохновляет его и благодаря их любви продолжает жить и творить. Но так ли хорош мастер, каким кажется на первый взгляд? Давайте обратим внимание на детали.

Отражение первой буквы имени Воланда - «W» и буквы «М», которую Маргарита вышила на шапочке Мастера говорит о зеркальном отношении двух героев.

«Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами.»

Мастер работает в музее, но в каком? Вспомним историю: 1922 год - возникновение Историко-революционного музея Москвы, который в 1924 году стал Музеем Революции. Булгаков начал работу над романом в 1928 году и писал о современности. Так, можно предположить, что именно в музее Революции и нес свою службу Мастер.

Наконец, автор напрямую в тексте говорит об уготованной участи Мастеру, который не заслужил «света», а значит и не заслужил права быть положительным героем:

- Он прочитал сочинение мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и добавил: - А что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.

Маргарита

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.

Думаю, для многих не секрет, что прообразом булгаковской Маргариты является принцесса, дочь короля Франции Генриха II, Маргарита де Валуа. Вспомним момент, когда героиня прибыла верхом на щетке к месту шабаша на реке, там ее встретил толстяк во фраке, но без штанов.

– Что такое? Ее ли я вижу? Клодина, да ведь это ты, неунывающая вдова? И ты здесь? – и тут он полез здороваться.
Маргарита отступила и с достоинством ответила:
– Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, – и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство. Все это произвело на легкомысленного толстяка отрезвляющее действие.

Итак, что же указывает нам на Маргариту де Валуа?

Портрет Маргариты де Валуа.
Портрет Маргариты де Валуа.

Во-первых, Клодиной звали наставницу фрейлин Маргариты де Валуа. Во-вторых, «кровавой» в истории прозвали свадьбу королевы с Генрихом Наваррским, так как ее празднование завершилось знаменитой Варфоломеевской ночью. Но не это определило отрицательный образ героини, а ее двуличные качества.

Многие восхищаются Маргаритой, приписывая ей образ верной, любящей, милосердной женщины. Действительно, с одной стороны, хочется назвать Маргариту верной. Но не стоит забывать, что будучи с Мастером, героиня изменяла мужу, а как только он исчез из ее жизни, она, недолго думая, готова была завести очередной роман с другим мужчиной.

«Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна?»

Что касается милосердия, то Маргарита использовала в пользу Фриды свое желание не из благих намерений. Героиня больше беспокоилась за свой внутренний комфорт, чем за изнуряющую проблему бедной девушки.

«Воланд, обратившись к Маргарите, спросил:
– Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? – Нет, – с силой ответила Маргарита, – я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь.»

Заступничество за Понтия Пилата также не вызывает веры в искренность добрых помыслов героини. Оно больше было похоже на снисхождение палача, чем на просьбу о спасении человека.

«– Отпустите его, – вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха».

Что же касается вдохновения Мастера, здесь стоит учесть, что Маргарита появилась в жизни героя слишком поздно. Стать его музой у нее просто не было возможности. Роман был уже почти закончен и единственное, что оставалось героине - слушать его. Но вот роль «змея-искусителя» у Маргариты хорошо вышла. Ведь именно она настояла, чтобы Мастер отдал рукопись в издательства.

«Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером».
-6

Множество деталей и загадок таит в себе книга Булгакова "Мастер и Маргарита". Так, многие идеализируют героев произведения, забывая, что это один из немногих романов, в русской литературе, в котором автор наградил каждого героя каким-либо пороком и не представил положительных персонажей.

#литература #Булгаков #мастеримаргарита #мотивация #краткоесодержание #топблог #Россиястранавозможностей #анализ