Найти тему

Как неоязычники отмечают Купалу?

Оглавление

Купала - славянский праздник летнего солнцестояния и одновременно с этим день Рождества Иоанна Крестителя (подробнее - тут). Но поскольку все мы жители мегаполисов, праздник отмечается не день в день, а в ближайшие выходные - в 2022 году это 24 июня.

На Купалу просят приезжать в обрядовой одежде - национальных русских платьях, рубахах, сарафанах
На Купалу просят приезжать в обрядовой одежде - национальных русских платьях, рубахах, сарафанах

Крупнейшие Купалы России проводит Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) на своем капище на Красотынке, Калужская область.

Идол Перуна на капище на Красотынке
Идол Перуна на капище на Красотынке

Украшение входа на капище и Ярилиной невесты

Подготовка к вечернему обряду начинается в 9 утра - девушки идут украшать вход на капище березовыми ветками и разноцветными ленточками. При этом мужчины, даже самые маленькие, не допускаются.

Девушки украшают березовыми ветками и лентами вход на капище
Девушки украшают березовыми ветками и лентами вход на капище

Женская энергетика считается обережной и будет охранять сакральное место во время ритуалов.

После входа ленточками украшается молодая выкопанная березка - Ярилина невеста

Девушки с песнями украшают березку
Девушки с песнями украшают березку

Венчание

Затем начинаются личные обряды:

  • Имянаречения (раскрещивание или очищение и получение нового славянского имени)
  • Венчания
  • Очищения - обстукивание жреческим бубном "Кудеса" для изгнания негативной энергии, например при болезнях или неудачах.
Кудеса - жреческий бубен. Ручка сплетена так, что символизирует мировое древо
Кудеса - жреческий бубен. Ручка сплетена так, что символизирует мировое древо

В этот список, конечно, должно попасть погребение, но видимо прецедентов еще не было.

Понаблюдаем за венчанием: впереди идет уважаемая баба с метлой - она отгоняет от молодых дурной глаз и зависть, за ней- молодожены, а уже потом гости.

Свадьба.
Свадьба.

Молодожены обвязываются белым рушником (длинное полотенце) за запястья и два жреца, мужчина и женщина, обводят их вокруг идола Перуна.

При этом жрица произносит заговор

Гой, Гой Сварог, проведи через порог!
Гой, Гой, Сварог, Ладе, Ладе есть пирог!

После чего молодые заходят в сакральную часть (сравним с алтарем) и приносят богу требу (подношение).

Обряд почти закончен, осталась игровая часть - гости пытаются растощить жениха с невестой, девчонки хватаются за него, парни - за нее: проверяется крепость брака и качество обряда.

Интересно, а если получится их разорвать, брак считает неодобренным богами или нужно еще раз провести обряд?

На торжке продают товары народных промыслов
На торжке продают товары народных промыслов

Основная масса людей в это время тусуется на торжке (улица с товарами ремесленников) на народных забавах. В этот момент появляется Окрута - ритуальные скоморохи - поют песни, танцуют, шутят, пошлят.

Окрутник в деревянной маске
Окрутник в деревянной маске

Плетение чучела Ярилы

А девушек ждет новое ответственное задание - подготовить чучело Ярилы. Все девчонки отправляются в поле и с песнями и благими мыслями начинают собирать траву для чучела, затем ее обвязывают вокруг шеста в форме креста и перетягивают красными тряпками гипертрофированные член и яички.

Девушки прикладываются к члену Ярилы и просят о муже и потомстве
Девушки прикладываются к члену Ярилы и просят о муже и потомстве

Ярило - недоформированные образ умирающего и воскресающего бога плодородия, поэтому очень важно показать его мужскую силу. Огромные половые органы - символ удачного года.

Девушки ласкают Ярилу, трутся об него и просят о детях, муже, всем, что связано с плодородием. В этот момент они все - его невесты. Мужчинам запрещено даже смотреть на обряд, в Ярилу вкладывается исключительно женская энергия.

Закрепляют Ярилу на двух брусьях в форме креста
Закрепляют Ярилу на двух брусьях в форме креста

Дневной обряд

Когда Ярило готов начинается начинается дневной обряд, в нем участвуют аж 6 жрецов: два главных - в белых одеждах, два помощника - в зеленых (интересно, что одежда является унифицированной, фактически они - в форме).

Перед входом на капище разжигаются два очищающих костра, а помощники жрецов вениками окуривают дымом всех входящих на капище
Перед входом на капище разжигаются два очищающих костра, а помощники жрецов вениками окуривают дымом всех входящих на капище

Назначение пятого не совсем понятно, в 2022 году пятым вышел знаменитый победитель битвы. экстрасенсов Дмитрий Волхов, при чем в 2021 году в обряде он не участвовал и свою принадлежность к ССО не афишировал. (возможно это маркетинговый ход?)

Дмитрий Волхов - победитель битвы экстрасенсов
Дмитрий Волхов - победитель битвы экстрасенсов

Шестой - духовный лидер общины, который выполняет самое важное действо - поджигает огонь жертвенника.

Добыча живого огня

Все начинается с добычи "живого огня", несколько мужчин подходят к огромному столбу, на котором установлен перевернутый кол, кол обвязывают веревками и начинают крутить, от трения об дерево и опилки, появляется сначала дым, а потом и заветный огонь.

Мужчины добывают живой огонь под бой барабанов
Мужчины добывают живой огонь под бой барабанов

Этим огнем разжигается жертвенник и помощники жреца начинают собирать требы: денежные - на развитие. общины и приготовленные кушения - на всесожжение богам.

Основная часть

  • Жрецы обстукивают кудесами стоящую кольцом вокруг идола толпу, сначала спереди, затем сзади.
  • Благославяляют участников, осыпая зерном (аналог каждения - окуривания кадилом)
  • Дают подержать ладони над освященным караваем
  • Мажут лоб золой с полена вынутого из жертвенного огня (аналог миропомазания).
На лоб золой ставится точка - для личной защиты
На лоб золой ставится точка - для личной защиты

Все это время один из жрецов читает заговоры, например вот этот: используется на всех праздниках и призывает на помощь предков.

Чур, чур, чур-чурило
Стар - перестар
Ты сиди - сиди, посиживай
Ты ходи - ходи, похаживай
Ты глади - гляди, поглядывай т
Ты води - води поваживай
Всяко зло от нас отваживай
Жрец поджигает жертвенник
Жрец поджигает жертвенник

"Чур" - это "пращур", когда говорят "чур меня" - обращаются к мертвым - защитникам рода. Каждую строчку заговора повторяют все участники.

Помимо заговоров используются стихотворные тексты, декламируемые жрецами по очереди.

Далее участники просят у богов силы:

Дай силу, возьми силу
Возьми Силу, дай силу
Возьми силу старую, дай силу новую

Заканчивается обряд прославлением богов:

"Слава Перуну!" (жрец)
"Слава" (все участники)
Люди поднимают одну или две руки в знаке приветствия Солнца
Люди поднимают одну или две руки в знаке приветствия Солнца

При выкрикивании "Слава" участники прикладывают руку к груди, а затем поднимают, в жесте приветствия Солнца. Многие поднимают две руки, поскольку неоязычников часто критикуют за использование нацистской символики (кто еще чью символику использовал)

Ритуальные бои

Потом - небольшая драка: две девушки садятся на спины двух парней и пытаются скинуть противницу с импровизированного коня.

Бои наездниц на конях.
Бои наездниц на конях.

Смерть Ярилы

В какой-то момент один из жрецов сообщает, что Ярило умер, и чучело вносят четверо мужчин с обнаженным торсом.

Окрутник в костюме врача осматривает Ярилу
Окрутник в костюме врача осматривает Ярилу

Сначала все не верят, люди кричат, что его нужно вынести с капища и позвать врача. Открывается вторые ворота капища (видимо для выноса мертвых) и толпа направляется в поле за Ярилой.

Приходит окрутник в одежде врача и сообщает, что Ярило мертв. Девушки падают на колени и устраивают ритуальный плач, затем пытаются оживить его, иммитируя любовные ласки и секс в позе "наездницы". Ярило не оживает и его несут на погребальный костер.

Ритуальное оплакивание умершего бога
Ритуальное оплакивание умершего бога

Сожжение Ярилы - самая мрачная часть праздника. Все стоят молча, а от погребального коста нельзя греться.

Вокруг коста стоит ограждение - сакральная черта, которую не смогут пересечь существа из мира мертвых и навредить живым. два старших жреца снимают с себя рубахи, берут факелы и входят в круг. Молча поджигают дрова и выходят спиной ко входу.

Сожжение Ярилы
Сожжение Ярилы

Последним выходит духовный лидер, на пороге он звенит в колокольчик и ножом прорезает землю под порогом, как бы дорисовывая обережный круг. Затем читаются запечатывающие заклинания.

Бой за Ярилину невесту

И снова начинаются ритуальная драка - девушки встают в хоровод лицом наружу и защищают березку - Ярилину невесту, а парни эту невесту пытаются отбить, получается у них только с третьего раза.

Березка - Ярилина невеста, украшенная ленточками
Березка - Ярилина невеста, украшенная ленточками

Первая часть обряда закончена и все расходятся готовиться к самой ответственной части праздника - Купальской ночи. Мужчины делают деревянные плотики, а женщины - плетут венки.

Мужчины делают плотики. Использовать можно только природные материалы: дерево, эко-веревки
Мужчины делают плотики. Использовать можно только природные материалы: дерево, эко-веревки

Имянаречение

А мы в это время снова заглянем на капище и посмотрим на имянаречение. Для этого обряда понадобятся:

  • Старая одежда
  • Ритуальная новая одежда
  • Пояс
  • Треба (как правило самостоятельно испеченные хлебобулочные изделия)
На имянаречение огромная очередь - люди лежат или сидят на траве в ожидании того, когда их вызовут.
На имянаречение огромная очередь - люди лежат или сидят на траве в ожидании того, когда их вызовут.

Нарекаемый посвящается четырьмя стихиями:

  • Над ним рубят воздух топором
  • Окропляют водой
  • Посыпают зерном
  • Окуривают дымом головежки из жертвенного костра

Посвящаемому обрезают локон волос и кидают в жертвенный костер.

Три жреца проводят обряд
Три жреца проводят обряд

Затем он встает с колен, топчет ногами старую одежду, жрец разрубает ее, поджигает в жертвеннике и уносит, а нарекаемому дают новую одежду и опоясывают. Вместе со жрецом человек проходит к идолу и кладет требу в жертвенник. Жрец произносит напутствие и окружающие поздравляют и обнимают новоиспеченного язычника.

Нарекаемый заходит в священную часть и приносит требу Перуну
Нарекаемый заходит в священную часть и приносит требу Перуну

Вечерний обряд

Вечерний обряд намного короче дневного и занимает не больше получаса. После него учатники отправляются к сложенному шалашу из веток для купальского костра.

Выбранная жрецом молодая девушка несет огонь от жертвенника и поджигает купальницу (купальский костер).

Девушка поджигает купальницу огнем из жертвенника
Девушка поджигает купальницу огнем из жертвенника

Верховный жрец катит по земле колесо на длинной палке, опускает его в огонь и поджигает, колесо - символ Солнца (неоязычники считают, что слово "коло" обозначает Солнце, отсюда - "колесо")

Поджигается колесо
Поджигается колесо

Затем начинаются хороводы, люди бегают посолонь (по часовой стрелке), взрослые играют в ручеек: выбранная пара обязательно целуется (можно в щечку), когда добегает до конца тоннеля.

Жрец поджигает Купальницу
Жрец поджигает Купальницу

Игры у костра

Финальная игра - выбор купальской пары. Мужчины встают в ряд и демонстрирую плотики, девчонки встают напротив, выбирают пару, забегают ему за спину и ударяют по плечу. Задача парня - догнать выбравшую его девушку.

Купальский костер
Купальский костер

Пара прыгает через специально заготовленные маленькие костерки или подбегает к большому огню, держась за палку. Если кто-то отпустит руки - союз не одобрен богами и нужно искать новую пару или ждать следующего года, если испытание пройдено - пары направляются к реке

Спускание плотиков, свечек и венков на воду
Спускание плотиков, свечек и венков на воду

Спускание венков

Финал праздника - спускание венков на воду. Венок кладется на плотик, в центр ставится свеча и вся эта конструкция отпускается по реке. После паре стоит искупаться и не спать до рассвета за чаем и беседами (алкоголь строго запрещен) или за чем-нибудь более интересным.

Встреча рассвета в палаточном лагере
Встреча рассвета в палаточном лагере

Подписывайтесь на мою телегу и инсту (запрещена в РФ)