Те, кто смотрел фильмы «Осенний марафон» и «Зимняя вишня», наверняка могли заметить, что между этими лентами есть немало параллелей.
Любовный треугольник в двух картинах очень схож: мужчина является успешным научным сотрудником/профессором, а любовница — лаборантка/машинистка, которая на своего «учёного» партнёра смотрит снизу вверх.
И там и там обманутые жёны — это не озлобившиеся из-за ревности мстительные женщины, а, скорее, усталые и несчастные люди, которые уже давно готовы отпустить своих мужей на все четыре стороны — лишь бы кончились неопределённость и ложь.
В обоих фильмах местом действия является Санкт-Петербург (тогда — Ленинград).
Наконец, параллель есть и в названии — в обоих случаях обыгрывается время года: «Осенний марафон» и «Зимняя вишня».
Фактически «Зимняя вишня» (1985) — это та же история из «Осеннего марафона» (1979), но рассказанная от лица любовницы, а не изменяющего жене мужа.
Главное различие в двух фильмах заключается в том, как ведут себя герои-мужчины в схожих обстоятельствах. Андрей Бузыкин из «Осеннего марафона» и Вадим Дашков из «Зимней вишни» — по складу характера сильно отличаются друг от друга. Эта разница и является определяющей для каждой из историй.
В «Осеннем марафоне» главный герой мечется между двумя женщинами исключительно из-за своей слабости — он безотказен, безволен и добр. Он никому не может сказать «нет». И жену, и любовницу ему прежде всего жалко. Поэтому он не может решиться на разрыв ни с той, ни с другой, делая в итоге больно всем.
У Георгия Данелии главный герой — заложник сложившейся ситуации, который страдает от неё не меньше, чем две другие стороны. Бузыкин — фигура трагикомичная и вызывает у зрителя в большей степени симпатию, чем осуждение.
Другим получился герой Виталия Соломина в «Зимней вишне». Вадим Дашков — спокойный и хладнокровный собственник. В сложившейся ситуации он чувствует себя вполне комфортно — его устраивает, что у него есть жена и любовница. Он ничуть не страдает, у него нет никаких угрызений совести.
В отличие от Бузыкина он может сказать «нет». Он спокойно говорит своей любовнице Оле (Елена Сафонова), что уходить от жены не собирается и в сложившейся ситуации его всё устраивает.
Страдать Дашков начинает лишь тогда, когда понимает, что его уютному мирку грозит опасность, так как он может навсегда потерять свою «собственность» — любовницу. Тут он встаёт на дыбы, собирает волю в кулак и возвращает её. Вернув «своё», герой Соломина успокаивается, обещает развестись, но, конечно, не разводится.
Как и в «Осеннем марафоне», в концовке «Зимней вишни» всё возвращается ровно к той ситуации, что была в начале фильма. Только в «Осеннем марафоне» это означает продолжение пытки для героя Басилашвили, а в «Зимней вишне» персонаж Соломина просто вернулся в зону комфорта.
Отмечу, что в данном обзоре я сознательно не беру в расчёт продолжения «Зимней вишни», так как изначально они не планировались, поэтому образ Дашкова в первой части можно считать вполне законченным.