В Москве насчитывается сразу 10 железнодорожных вокзалов — столица является самым крупным транспортным узлом в России. Каждый вокзал имеет свою уникальную историю.
Ленинградский вокзал – самый старый вокзал столицы
Ленинградский вокзал построили еще в 1851 году в русско-византийском стиле. Когда-то она назывался Николаевским в честь царя Николая I. Здание неоднократно перестраивали, но классический фасад всегда сохранялся.
В XIX веке из Петербурга в Москву императорский поезд с царской семьей добирался за 19 часов (не сравнить с нынешними Сапсанами). В 1923 году вокзал переименовали в Октябрьский.
А теперь он известен, как Ленинградский. Отсюда идут почти все поезда в Северную столицу. Кстати, фирменный поезд между двух столиц «Красная стрела» впервые был запущен в 1931 году.
Ярославский вокзал – шедевр русского модерна
Ярославский вокзал расположен на площади трех вокзалов и построен в 1904 году по проекту известного архитектора Федора Шехтеля.
Здание получилось очень интересным: его называют жемчужиной зодчества Северной Руси и настоящим феноменом русского модерна. Отсюда в 1890 году на Сахалин отправился писатель Антон Павлович Чехов.
Казанский вокзал – самый большой в Европе
Вокзал по проекту Алексея Щусева строили почти 30 лет!
Возведение началось в 1913 году, но из-за войн и революции пришлось прервать масштабный проект. В 1919 году вокзал все-таки открыли (недостроенный по замыслу архитектора). Только к 1940 году вокзал приобрел свою окончательную форму. Во время войны он был разрушен.
Потом Казанский вокзал неоднократно обновляли и усовершенствовали. В 1997 году здесь возвели новые корпуса по сохранившимся чертежам Щусева. И лишь в 2016 году специалисты смогли восстановить стены, колонны и пол с мраморной крошкой. На место вернулись даже дубовые двери и фонари.
Белорусский вокзал – памятный
Первое здание вокзала было построено в 1870 году. Тогда он назывался Смоленским. Им пользовались купцы из Твери и Петербурга, и вскоре он уже не мог вместить всех желающих — железная дорога тогда от Смоленска протянулась до Бреста.
К 1912 году вокзал увеличился в размерах в три раза и стал занимать всю площадь. И только в 1936 году он получил свое теперешнее название.
С Белорусского вокзала в 1941 году на фронт уходили советские войска. И именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война» (на вокзале есть и мемориальная доска об этом). Сюда же в мае 1945 года возвращались из Берлина воины-победители.
Киевский вокзал - с самыми точными часами
Бывший Брянский вокзал начал строиться в 1914 году. Но из-за Первой мировой войны строительство закончили только в 1920 году.
Проект был совсем не типичным для Москвы начала века (тогда предпочитали стиль модерн в архитектуре). В 1934 году вокзал переименовали в Киевский по основному направлению движения.
Кстати, по башне с четырьмя циферблатами москвичи до сих пор сверяют время.
Рижский вокзал – самый маленький
Рижский вокзал много раз пытались закрыть из-за низкой загруженности. Здание вокзала в псевдорусском стиле построили в 1901 году по проекту Станислава Бржозовского. Тогда у вокзала была даже собственная электростанция.
Именно здесь снимались сцены из фильма "Вокзал для двоих" Эльдара Рязанова.
Павелецкий - вокзал прощания с Толстым и Лениным
Павелецкий вокзал построили в 1900 году, хотя от первоначального облика вокзала мало что осталось. Серьезная реконструкция была проведена в 1987 году.
В 1920-х вокзал переименовали в Ленинский, так как сюда прибыл траурный поезд с телом Ленина. Павелецким же он стал только в 1941 году.
В 1910 году отсюда в Тулу отправился состав с желающими проститься со Львом Толстым.
Савёловский вокзал – сохранивший букву Ё
Один из малых вокзалов столицы с не самой пышной архитектурой был обновлен в 1992 году. Тогда группа энтузиастов, борющихся за сохранение буквы «ё» в алфавите, настояли, чтобы она сохранилась и в названии вокзала.
До 1912 года вокзал назывался Бутырским. Первоначально планировали отправлять с него поезда вплоть до Углича и Рыбинска, но в итоге составы не ходят дальше Подмосковья.
В 2019 году Савёловский вокзал вошел в систему МЦД. Здесь восстановили исторический фасад и реконструировали площадь перед зданием. Возможно, именно МЦД спасло Савеловский от закрытия.
Курский вокзал – вокзал Анны Карениной
Вокзал, построенный в 70-х годах прошлого века в стиле типичной советской архитектуры: множество стекла и металла, большой козырек.
В 1938 году Нижегородский вокзал объединили с Курским и серьезно реконструировали. Правда, остатки старого красивого здания все еще можно увидеть с железнодорожной платформы.
У вокзала есть своя литературная изюминка. В 1877 году он назывался еще Нижегородским и стал безумно популярен. Москвичи после прочтения романа Толстого «Анна Каренина» массово ехали к месту ее гибели.
Восточный вокзал – самый новый
Впервые за последние 100 лет в Москве открыли еще один вокзал – Восточный. Вокзал строили, чтобы разгрузить Курский и станцию Каланчевскую.
Кстати, это единственный столичный вокзал, находящийся так далеко от центра (метро «Черкизовская»). Сюда перенесли 24 поезда с Курского вокзала и часть транзитных поездов. Теперь с Восточного вокзала уходит и большинство скоростных поездов в Нижний Новгород и Иваново.
Любите путешествовать поездами?
Подписывайтесь на наш канал, с нами Москва станет еще интереснее.
#москва #столица #вокзалы #развитие #транспорт #благоустройство