Герман Греф с 2007 года является главой «Сбера», а до этого он занимал крупные государственные должности. Например, в период с 2000 по 2007 гг. он был министром экономического развития. Также он был автором (вместе с Эльвирой Набиуллиной) стратегии развития России до 2010 года. Несмотря на то, что из правительства Греф ушел, все же в экономике он до сих пор остается влиятельной фигурой. Например, он является участником экономических форумов.
Взгляды Грефа
Греф стал кандидатом экономических наук в 2011 году. В этот период, безусловно, на официальном уровне не было никаких альтернатив неолиберальным взглядам. Николай Платошкин подчеркивает, что в плане взглядов на экономику Греф мало чем отличается от Егора Гайдара, Эльвиры Набуллиной. Он их единомышленник в этом плане.
Что это означает на практике? Это означает, что Греф рекомендует проводить приватизацию, сокращать роль государства в экономике и так далее. Практически в каждом выступлении об экономике Греф повторяет подобные тезисы из раза в раз.
Для Грефа истиной является следующий тезис: чем меньше государства в экономике, тем эффективнее экономика. Ну а тот факт, что лично Греф никаким образом не связан с частным бизнесом, а почти всегда сам был связан с государством, скорее всего, просто совпадение.
Герман Греф об образовании
Герман Греф выступает не только за приватизацию и другие аналогичные меры в экономике, когда речь идёт о реальном секторе, сельском хозяйстве. Нет, Герман Греф также хочет оказывать влияние на реформу образования.
Германии Греф, например, считает, что России не нужны математические школы. Мол, это пережиток советского прошлого, а в современности все это явно не нужно. Для Грефа все просто: школы необходимо оптимизировать, использовать западные модели, отказываться от советского подхода полностью.
Греф считает, что нет ничего плохого в дистанционном образовании, не нужно «привязывать» ученика к учителю, можно в скором времени вообще перейти только на дистант. Для Грефа в плане реформы образования, подчеркивает Платошкин, все очень просто: нужно сделать антисоветскую систему образования в том смысле, чтобы полностью было не как в СССР. Для Грефа советская система образования — самая неэффективная система образования в прошлом веке.
В чем же беда советской системы? Греф считает, что в рамках такой системы детям дают слишком много знаний, а это не нужно. Ведь всё-таки задача образования в современности — это формирование грамотного потребителя прежде всего, а не человека, перегруженного знаниями, которые по большей части в жизни ему никогда не пригодятся.
Герман Греф 2022
Николай Платошкин отметил, что последние выступления Германа Грефа свидетельствуют о том, что Герман Греф предлагает сохранить прежнюю модель развития, но немного её подкорректировать.
То есть если с одними партнёрами сложно работать, то нужно работать с другими — и все. Но в то же время Греф не отказывается от предложений приватизировать государственные активы, сохранить либеральную рыночную экономику.
В данном случае Платошкин говорит о следующем противоречии: Герман Греф заявляет, что в России есть тенденция к монополиям, мол, их много. Правда ли это? С одной стороны, да. Но Греф — это действительно тот человек, который вправе рассуждать о подобном?
Дело в том, что «Сбер», по мнению Николая Платошкина, уже по многим признакам напоминает монополию. Потому что государство этот банк поддерживает, у этого банка больше отделений, чем у других и у него есть гарантии, что в случае чего государство этот банк защитит.
Скажем прямо, у «Сбера» деньги держит большинство россиян, открыто банк поддерживает правительство, и это конкурентное преимущество. Почему Греф здесь не выдвигает теорию о свободном рынке, о том, что государству не нужно помогать эффективному бизнесу и так далее? Это, скажем прямо, выглядит противоречиво.