Удачно сложилось так, что я принадлежу к числу копателей, для кого пойти на коп - это выйти за калитку дома. В шаговой доступности лежит распаханная деревня, недра которой содержат неиссякаемый поток советов и поздней империи.
Чуть дальше, в 10 минутах езды по проселочным дорогам, еще одна, с когда-то стоявшим господским домом. А если выехать на асфальт, то в радиусе 20 км найдется пяток деревень и поселков, в которых церкви ведут свой отсчет со времени правления Петра Алексеевича.
Прежде чем освоить карты, я успел освоить две модели металлоискателей и за пару лет накопать пол ведерка монет. Познакомился с другими копателями и блогерами-копателями. И у всех было одно и тоже: империя, советы и достаточно редко чешуя.
Действительно, найденные чешуйки можно было сосчитать по пальцам, а дирхем лишь однажды попал под катушку. Среди копателей утвердилось мнение, что особо тут и нет средневековья, мол людей тогда мало жило в этих местах.
Начались поездки в другие районы. Но качество находок оставалось на прежнем уровне, а количество снижалось. Целесообразность времени и финансов, потраченных на разведку, таяла как снег под апрельским солнцем. А учитывая "плодородное " поле около дома, то задорный авантюризм, толкающий в путь, тоже улетучился. Практичность взяла свое.
Покопав еще пару лет, я наполнил свою "сокровищницу" горами крестиков, мундирных пуговец, обручалок и другого хабара, так милого сердцу копаря.
Самоварные детали и конина заполнили прихожую в доме. Монеты, чистка которых регулярно откладывалась на будущую зиму, пересыпались через край второго ведерка. Освоил третий металлодетектор.
Начался пятый сезон. Коп еще приносил удовольствие, но восторга от находок не было. Это было снятие ломки. Удаление симптомов болезни, но не ее исцеление. Домашнее поле надоело, на соседние ехать было не интересно из-за банальности находок.
История района, в которую погрузился через имперские находки, была освоена, изучена, осмысленна и принята. Ничего нового интересного не попадалось. Выходы становились реже, ибо тайны в себе уже не несли. Исчез азарт. Но не дух искателя. В нем что-то не ярко светилось, как тусклый огонек в ночной дали.
Хотелось истории, настоящей, дремучей, как вековой лес из огромных елей с размашистыми мохнатыми ветвями-лапами.
Давно, еще школе, я прочитал потрясающую историческую эпопею Михаила Каратеева "Русь и Орда", которая как машина времени переносила меня во времена, где Русь была набором удельных княжества под властной рукой Джучидов. Описание быта, природы, взаимоотношений людей и народов, исторические факты и диалоги героев мгновенно уносили на сцену их действий. Такой настоящий и для души родной стиль автора навсегда влюбил меня в те времена, в историю, которую оживляли его строки.
Вот именно такой истории мне тогда и не хватало. Интуитивно я чувствовал - она здесь есть, но чтобы ее найти, надо что-то поменять. Подумав, пришел к неутешительным выводам, что нужно менять фундамент - технологию поиска мест для копа. Которой по сути и не было, учитывая "плодородное" поле за калиткой.
Потянулось время за освоением теории, просмотров роликов и стримов, где авторы учат поиску селений с помощью спутниковых карт. Все это прерывалось практическими выездами на выделенные места, раз за разом не приносящие желаемого результата. Разведка показывала, что теория хромает, а болтовня блоггеров смахивает на инфоцыганство. Максимум, что их методами можно найти - это пасеку или избушку лесника, не указанные на картах 19 века, средневековое селение - никогда.
Сезон закончился, закрыл его на своем поле, чтобы не обидно было остаться совсем без находок. Занялся изучением любого материала, что хоть отдаленно могло привести к искомому. Принципиально нового в сети ничего не было, стало понятно, что универсальной шпаргалки нет. Хочешь копать средневековье - разработай свой метод. Надежда угасала, вера еще теплилась. Начали зимовать.
К середине февраля мое терпение иссякло и я стал регулярно проводить обряды в честь небесного светила, призывая его быстрее растопить на полях снег. Моей настойчивости вняли, в начале апреля поля стояли сухими.
Открытие сезона. Приехал на первую локацию, включающую три точки из 60-ти, отобранных в течении зимы. Машина оставлена в посадке у дороги, мне топать по прямой чуть меньше километра. Идти по ровному ковру из придавленной сухой прошлогодней травы легко и ноги сами несут вперед. Примерно метров за 200 до цели исчез бодрый весенний ветерок, не стало слышно машин с трассы и все вокруг наполнилось переливами птичьих трелей.
Я оказался на кромке низины, через середину которой тянулся глубокий овраг. Между двух его ближних отрожков находился продолговатый мыс, вот он мне и был нужен. Без ветра солнце стало греть жарче, пришлось немного раздеться. Дошел, включил прибор, стал не спеша искать сигналы. Их почему-то не было, прибор молчал, только голоса птичек звенели в воздухе. Место оказалось пустым. Неудача на первой точке не очень приятна, но не смертельна. Топаем дальше, до следующей точки либо обойти отрожек, либо его форсировать напрямую. Глубина отрожка метров 5, а обход около 300. Решение очевидно.
Спустившись вниз я смог увидеть слои почвы с обеих сторон. Там была глина и не более 10 см чернозема. Маловато, похоже здесь искать действительно нет смысла. Выбрался наверх, осмотрелся, все видимые обрывы оврага были явно такими же, без перспективными. Везде сплошной рыжий массив. На гугл мепс выглядело иначе. Однако, сдаваться мы не умеем, поэтому быстро двинулся к точке номер два.
В прямой видимости ее не было, она находилась за холмом. Минут через 15 я был на вершине холма и увидел простирающееся вдоль оврага поле. После снега его осенняя вспашка лежала ровным мягким ковром жирного чернозема. В груди забилось сильнее, руки полезли в карманы искать сигареты.
Еще минут 15 и мне попались первые кусочки керамики.
Включил свой е-трак и начал поиск. Первый сигнал был черный - звенел кусок кованного железа. Следующий был четкий, но не очень сильный, звук чем-то напоминал сигнал от водочной пробки. Копнул. Сигнал изменился и даже немного испортился. Разломав кучку и я увидел это:
Глаза не верили, но внутри все скакало и прыгало, ведь чуйка подсказывала - это она, древняя монета, старинное серебро. Чуйка не подвела - это был дирхем.
Не успел я прочувствовать находку первого дирхема, как из под катушки вылетел еще один.
Следующая находка была болью для моего сердца, дирхем был ломанный.
За серебром пошли медные монеты, бесчисленное количество медных фрагментов от изделий, которые нам не суждено увидеть. Было принято решение убрать телефон и целиком погрузиться в поиск. Самого главного я достиг - нашел свое первое средневековое поселение.