Что такое цвет? Нам кажется, что мы все знаем о величии золотого, чистоте белого, агрессивности красного, царственности пурпура. На самом деле эти эпитеты цвета просто эпитеты (как у дедушки Фрейда - просто "бананы"). Потому что цвет - это свет. Источником света во Вселенной являются звезды. Или взорвавшиеся реакторы. Или лампочки. В любом случае источник света не создает его смыслы. Смыслы создает человек. И за всю свою историю человек придумал немало значений для цвета. Теперь, забыв причины возникновения, мы пользуемся этими значениями: покупаем красные платья, черные авто, красим стены и проч.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
Сегодня заглянем в Древний Египет
Хесбедж (или иртиу) – египетский синий занимал равное положение в ряду других цветов-символов жизни и возрождения – желтого и зеленого.
Синий для фанатов строительства пирамид и кладбищ был связан, во-первых, с небом как фоном для великого солярного бога - Ра, а, во-вторых - со священными водами Нуна и Нила. Иероглифы неба и воды были синего цвета.
Египтяне считали этот цвет истоком универсума, так как из древнейших вод первоокеана Нуна возникло все существующее.
Небо было вторым «океаном», обиталищем сакральных светил.
Цвета священного неба египтяне строго дифференцировали, отличая черноту ночного мрака от желто-золотых и желто-красных рассветов и закатов. Особо выделяли небесную дневную синеву.
Образ богини неба Нут соответствовал этим представлениям: ее изображали с синей кожей, покрытой звездами.
Кроме Нут, цвет относили и к другим божествам. Так, плоть великого Амона Ра и волосы большинства богов были синими (а кости, как мы помним, золотыми).
Сине-голубой ассоциировался с Хехом – богом вечности, Куком – воплощением мрака, с бараноголовым Хнумом, небесным соколом Хором, Птахом, мемфисским богом-демиургом и лунным Тотом.
Некоторых мифических существ второго плана тоже представляли синими. Например, священная птица Бену с голубыми перьями.
Этот цвет в качестве фона, изображающего небеса, можно встретить на фресках пирамид. Синим подчеркивал золото нарисованных звезд, на нем располагали летящих птиц, светила, изображали синие дары, жертвы (например, жертвенный хлеб), животных, птиц (ласточка с синими крыльями – душа человека), насекомых (скарабеи), воды мистических источников и священную реку Нил.
Пелена (бинты) мумии прокладывали синими амулетами.
В повседневности фараоны носили синие парики, подобные волосам богов, чтобы подчеркнуть свою «небесность», способность к возрождению и право на власть, унаследованную свыше.
Египетские принцессы совершали паломничество к залежам живительной бирюзы перед свадьбой.
Знать и простые люди носили украшения и многообразные талисманы из синих камней – лазурита, голубой бирюзы и сине-зеленого фаянса. Археологи нашли сотни серег, браслетов, заколок, подвесок и пр., оформленных в синей символике.
Большой популярностью пользовались амулеты, связывающие душу с телом – синий глаз Гора и священные скарабеи. Поэтому носили их на тех местах, где ощущался пульс – на шее и запястьях.
Соседи египтян - вавилоняне и персы тоже связывали синий с особой силой богов. Они считали, что боги Митра и Мардук (бог богов) носят «небесные» плащи. Этот цвет использовали в качестве «лекарства»: колдуны пропускали свет солнца сквозь синее стекло, после чего, как считалось, человек должен был поправиться.
Другие ближневосточные соседи Египта - иудеи - полагали, что небесный трон Яхве украшен сапфирами. Дары, принесенные ему, покрывали синей тканью.
С приходом ислама в Средние века на Ближнем Востоке и в Средней Азии синий стали считать цветом созерцания, покоя, смирения, приобщения к божественной сущности. Один из разрешенных амулетов - рука Фатимы - синий.
Значение глубокого покоя и смирения перевело этот цвет в сферу некрокультуры – его сделали атрибутом похоронных обрядов.
В эстетической сфере синий обнаруживается среди арабского архитектурного декора, орнаментов, фресок и арабесок. Надо сказать, что там он использовался полихромно – вместе с белым и желтым.
В арабской каллиграфической вязи синий также соседствовал с белым и золотым, которые способствовали его смысловому и зрительному выделению.
В следующий раз обсудим синий в Африке и Америке.