Три телеспектакля из цикла "Следы остаются. Дела и люди ленинградской милиции" объединены образами главных героев: полковника милиции Василия Васильевича Дробышева и его подчиненного Алексея Самарина, который на наших глазах растет по карьерной лестнице от старшего лейтенанта до капитана.
Мы познакомимся и с их противниками, готовыми на все ради красивой жизни. Сюжеты основаны на материалах дел, рассматривавшихся ленинградским судом, часто речи персонажей списаны с милицейских протоколов.
"Рейс 8585" 1985 г. 2 серии
В 15:40 в курительной комнате ленинградского гриль-бара убита Светлана Смолкина - молодая женщина, подозревавшаяся в спекуляции дефицитом и связях с преступной группой. Она находилась под наблюдением сотрудников милиции Алексея Самарина и Лики Леоновой.
Погоня за убийцей-мотоциклистом по зимней заснеженной трассе кончается неудачей. Преступник за городом свернул под откос и ушел по бездорожью.
Руководитель расследования, импозантный седовласый полковник Дробышев мечет громы и молнии на головы своих подчиненных. Самарин отмалчивается с лицом обиженного отличника. Новая сотрудница Лика, дочь недавно вышедшего в отставку работника прокуратуры, ссылается на погодные условия, сыгравшие на руку преследуемому.
В стане преступной организации тоже взволнованы. Их шеф - рецидивист "Чиж", по-барски живущий на спекулятивные доходы подпольный миллионер, прорабатывает убийцу Кононова. Испуганный тем, что Смолкина, заметившая слежку, в записке, переданной через бармена, обещала всех сдать, "Конек" решился на убийство без ведома хозяина.
"Чиж" дает ему указания утопить мотоцикл, нож - орудие убийства, сжечь или закопать одежду и обувь. Между тем в следователь в очках на непроницаемом лице раскручивает бармена.
Почему "Рейс 8585"? Потому что напряженные финальные сцены происходят между полковником милиции и главарем банды в самолете, летящем из Москвы в Сочи. Преступник известен, а улики то ли будут , то ли нет.
До этого нам покажут зимний Ленинград, толпы его жителей в популярных тогда меховых шапках с поднятыми ушами, рестораны, магазины, погоню за дефицитом, сауну с бассейном, как непременное место посещения преуспевающих дам. В общем, атмосфера восьмидесятых выписана многосторонне и добротно.
Музыка - так себе, просто есть. Напрягает то, что зрителя не вводят в курс расследуемого дела. Выходит Самарин из отпуска и сразу - в гущу событий. Они с полковником обсуждают действия фигурантов, мы ничего не понимаем и сама фабула преступления будет раскрыта только в финале.
Лика Леонова (Наталья Ипатова) удивляет странным поведением. У героини андрогинная внешность и отстраненно-ровный голос. Она сдержанна, холодна как айсберг и даже высокомерна. Понятно - девушка не из простой семьи, но зачем так колюче вести себя с сослуживцами? Такое ощущение, что Самарин в общении с ней постоянно пытается сгладить углы.
Хорошо выписан полковник Дробышев (Леонид Леонидов) со своими элегантными штатскими костюмами, серебряными часами на цепочке и латинскими цитатами. Впечатляет и его противник - "Чиж" (Василий Корзун), красивый, несмотря на пожилой возраст, умный, прекрасно владеющий собой.
Из актеров второго плана запоминаются безымянный следователь (Валерий Кузин) и непосредственная уборщица (Клавдия Фадеева).
В остальных ролях: Валерий Полетаев (Алексей Самарин), Людмила Ксенофонтова (Вероника), Татьяна Кузнецова (Таня, сестра убитой), Анастасия Глез-Петропавловская (Лариса, любовница "Чижа"), Михаил Кузнецов (Кононов) и другие.
"День на двоих" 1985 г. 2 серии
Начало напоминает американский фильм-нуар. Мужчина лет тридцати, в плаще и шляпе, курит на фоне вечерних огней и городского шума. Звучит закадровый текст: "У него не было никаких ценных вещей и даже к свадьбе с бывшей женой колец не покупали. Это было принято, казалось легко и просто, но время стерло и простоту и легкость."
Перед нами Николай Сыромятников, бывший моряк рыболовного флота, ходивший в загранку, бывший супруг красавицы Киры. Все - в прошлом, а сейчас - неопределенность, неудовлетворенность, ожидание . Он работает сторожем на автостоянке, по вечерам играет в подпольном казино, вернее - играл. Теперь не пускают: нечем отдать долг.
В бесцельном брожении герой заходит в магазин и видит компанию красиво тратящую деньги. Брюнетка неторопливо меряет норковые шубки под замечания подруги-блондинки. Мужчины снисходительно терпят. "У меня принцип: чем дороже - тем лучше"- небрежно заявляет один из них.
Проходя к кассе, блондинка сделала замечание Николаю и оттолкнула с дороги. Он еще стерпел, но на улице ему сказали, чтобы не пялился и завязалась драка. Нечестная - двое на одного. Оказавшись на земле, Николай бросил вслед отъезжающей машине: "Бычки в томате!", но его не слышали и чувство униженности не прошло. Надо было срочно менять жизнь.
Выход подсказал содержатель игрового притона Козин, в миру - инженер-картограф. Как бы в шутку, он предложил охмурить девицу-бухгалтера, а там и денежки перейдут с государственного счета в личное пользование.
Николай снова бродит по дождливому осеннему Питеру, но теперь не бесцельно. Как и Раскольников, он думает, что это еще игра, никогда не поздно отступиться, но уже мечтает и составляет план. Заказывает нечистому на руку знакомому официанту добыть паспорт молодой женщины.
На их общую беду Николай нашел исполнительницу своей мечты: большеглазую, угловатую, волевую, холодную и раздраженную бедностью. Ее звали Ольга.
Фильм поставлен по материалам реального уголовного расследования, но напоминает о двух классических романах. Атмосферой и проблематикой он похож на упомянутое "Преступление и наказание", сюжетом - на цвейговскую "Кристину Хофленер". Случайно сошедшаяся парочка, в поисках лучшей жизни, совершает преступление и не одно.
Уже во второй картине о Дробышеве и Самарине появляется нестандартная героиня. Как и Лика из предыдущего телефильма, Ольга удивляет и характером, и манерой держаться, и поступками. Еще более странно поведение подельников после кражи, но, вероятно, так и было. Хорошо мечтать и рассчитывать до и трудно сохранить рациональность после.
Музыку для телеспектакля надергали из других картин, но в начале второй серии звучит авторская песня Бориса Бирмана "Растопчите черепки", весьма подходящая к сюжету.
Валерий Доронин (Николай Замятников) и Татьяна Кузнецова (Ольга Богуцкая) играют драматично, оригинально и на них держится основной нерв сюжета. Самый интересный и наиболее раскрытый из милицейской группы образ - Олег Санин в исполнении Владимира Каширина. Несколько похож на Бенедикта Камбербэтча, но красивее.
Также снимались: Леонид Леонидов (полковник милиции Дробышев), Валерий Полетаев (капитан Алексей Самарин), Владимир Некрасов (II) (Станислав Коробов), Леонид Тимцуник (Козин), Роланд Тер-Макаров (официант Гурам) и другие.
"Омут" 1985 г.
В час дня 13-го мая у подъезда дома на улице Громова остановились зеленые "Жигули". Из них вышел Андрей Давыдов по кличке "Звонарь" и отправился за своим знакомым Виталием Куликовым, барыгой по прозвищу "Грязнуля". Их связывали занятия фарцовкой и спекуляцией.
Затем "Жигули" покинул Игорь Назаренко, чтобы присоединиться к товарищам после, а за рулем остался Сергей Алпанов. Оба фарцовщики, завсегдатаи спекулянтской тусовки на пятачке у Гостиного двора.
Всем под тридцатник, образование среднее, работы или нет, или какая-нибудь необременительная, чтобы не мешала основному промыслу. Все в прошлом судимы. Давыдов и Алпанов продавали товар, который доставал Куликов, но сейчас они вызвали его, якобы предложить импортные джинсы, пластинки и журналы.
Не подозревающий дурного Виталий сел в машину. Пока он рассматривал товар, Алпанов ударил его молотком по голове. Это было только начало. Жертве предстояло помучиться, поскольку у нее нашли только 800 рублей, а Куликов слыл богачом. До убийства оставалось еще полтора часа.
В это время Самарин докладывал полковнику Дробышеву о завершении дела об ограблении банка. Он, с еще одним сотрудником, ездил изымать деньги, закопанные преступниками в укромном месте. Пока сыскари радовались окончанию дела, пришла информация.
Шофер Смирнов помогал толкать застрявшие зеленые "Жигули" и ему показалось, что в салоне из под брезента высунулась окровавленная рука. Пробили сообщенный свидетелем номер, но такой машины не числилось. Шофер ошибся цифрой. На следующий день, на отмели пруда в районе старого кладбища, катавшиеся на плоту мальчишки увидели труп.
В ходе действия меня больше всего зацепили семейные сцены единственного женатого из обвиняемых - Игоря Назаренко. Замученная вечным молчанием или грубостью мужа беременная Вера пытается достучаться до него. Видно, что когда-то у них была любовь или хоть увлечение. Она пытается что-то вернуть и, в конце концов, добивается ужасного признания.
В Назаренко, которого мучают воспоминания о криках жертвы, еще проглядывает что-то человеческое. Большинство же посетителей пятачка у Гостиного двора можно назвать как в поэме Гоголя, "мертвыми душами". Например, девушку, которая четыре раза переспала с впервые встреченным фарцовщиком, чтобы он ей бесплатно отдал джинсы, продававшиеся за 180 рублей.
Недаром по завершении дела мрачное настроение не покидает рассказчика и он задается вопросом, что ждет тех, кто не был осужден по делу, но по своим приоритетам ничем не отличается от приговоренных.
Время дало ответ : они стали легальными представителями бизнеса и принесли в общество свою систему ценностей.
В кадре мы видим осенний Ленинград без рекламы, кондиционеров и стеклопакетов. Музыка взята из зарубежных кинофильмов. Очень красивая композиция звучит в время демонстрации заключительных титров.
В ролях: Леонид Леонидов (полковник Дробышев), Валерий Полетаев (Алексей Самарин), Елена Соловьева (Вера Назаренко), Андрей Павловец (Игорь Назаренко), Виктор Воинов (Виталий Куликов), Владимир Залыгин (Сергей Алпанов) и другие.
Обзор цикла детективных постановок ленинградского телевидения завершен. Предыдущая подборка называлась: "Воры, бандиты, шпионы и война": 3 забытых ленинградских телеспектакля о борьбе преступниками".