Литва ограничила перемещение грузов по своей территории между регионами РФ и Калининградской областью. Сначала речь шла только о железнодорожном транзите, но фактически уже блокированы и автоперевозки. В список запрещённых к провозу товаров вошли стройматериалы, металлопродукция, бумага, стеклянная тара… По сути, началась транспортная блокада российского анклава.
Первое, что нужно признать в связи с этим, – качество работы российской дипломатии. В своих действиях Литва ссылается на санкционные меры, введённые Евросоюзом против РФ. Дескать, через территорию страны не пропускаются товары, транзит которых запрещён через ЕС. Конечно, поставки из одного региона России в другой – это не совсем транзит, тут смотреть можно по-разному. Но что об этом говорится в соглашениях между Россией и Литвой? Ведомство Сергея Лаврова уже неделю не может предъявить литовцам ничего конкретного. Неужели за 30 лет со времён распада СССР нельзя было урегулировать вопрос о транспортной доступности Калининграда? В итоге ситуацию придётся разруливать с совершенно новыми вводными.
Литву накачали оружием
Калининградская область – это не просто экономически развитая территория, но и военный форпост России. Пару лет назад советник американского президента Трампа Роберт О’Брайен в интервью немецкому «Билду» называл регион «кинжалом в сердце Западной Европы». Заодно он жаловался, что русские не разрешают американским самолётам-разведчикам летать над анклавом в рамках договора «Открытое небо». «Россия превратила его в закрытую военную базу, изобилующую высокотехнологичным оружием и ракетами», – утверждал О’Брайен. Очевидно, что в НАТО считают угрозой размещённые в Калининградской области военные объекты. И отрезать им сухопутное снабжение – вполне понятный тактический ход.
Калининградская область – это не просто экономически развитая территория, но и форпост России. Очевидно, что в НАТО считают угрозой размещённые здесь военные объекты
Тем более что параллельно НАТО наращивает военное присутствие в странах Балтии. В 2019 году речь шла о размещении в Литве 500 американских военных. С тех пор присутствие НАТО в Литве усиливалось. Этой весной в страну были переброшены несколько тысяч натовских военных для участия в учениях. И похоже, что вернулись в свои страны далеко не все.
Известно, что небо над Литвой патрулирует полтора десятка натовских истребителей. Вдобавок в Вильнюсе собираются просить НАТО о развёртывании средств ПВО. На этом фоне неудивительно, что Литва решила отрезать Калининград. Понятно, что военные с обеих сторон сейчас будут составлять планы силового решения проблемы. Но так как столкнутся напрямую Россия и НАТО, то война может закончиться ядерной зимой. Есть ли альтернатива этому сценарию?
Поиск уязвимостей
Документ, который хоть как-то регулировал транспортную связь с Калининградской областью, – это Совместное заявление Российской Федерации и ЕС от 11 ноября 2002 года. В нём сказано: «Стороны договариваются предпринять специальные усилия для снятия озабоченностей обеих сторон в связи с будущим транзитом людей и грузов между Калининградской областью». Эта максимально туманная формулировка позволит теперь европейским дипломатам говорить, что они своих обещаний не нарушали.
Похоже, в Москве уже просчитывают возможный ответ. В МИДе заговорили, что будут предприняты меры «в практической плоскости». Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев посетил Калининград, заявив, что «последствия окажут серьёзное негативное влияние на население Литвы». К угрозам подключился сенатор Андрей Клишас: «Каждый гражданин Литвы должен почувствовать ответные меры России за нарушение обязательств по транзиту. Время одних дипломатических демаршей закончилось», – написал он в своём телеграм-канале.
В Вильнюсе предположили, что Россия отключит Литву от прибалтийского энергокольца. Также литовцы готовятся к кибератаке со стороны России. Кстати, ещё с 2010 года НАТО проводит в Прибалтике ежегодные учения по киберзащите. Так что у литовских властей в этом плане наверняка есть заготовки, позволяющие успокоить граждан.
Между тем российские политики и эксперты стали проговаривать различные идеи ответных мер. Депутат Олег Морозов предложил ввести санкционный запрет на все литовские товары, а также приостановить энерготрафик из Белоруссии.
«В Клайпеде стоит терминал по переработке сжиженного газа, – указывает экономист Леонид Хазанов. – Его пропускная способность – 4 млрд кубометров. Если Россия перестанет продавать литовцам голубое топливо, без единого выстрела остановится не только данное предприятие, но и вся местная чахлая промышленность». Однако эффективность названной меры выглядит несколько преувеличенной. Действительно, одно время литовцы покупали сжиженный газ у российского «НОВАТЭКа», но в принципе зависимости от российского поставщика на этом рынке нет.
Также обсуждается блокада порта Клайпеды. Причём здесь есть варианты. В большинстве случаев речь идёт об экономической блокаде. Хотя тут возможности для манёвра невелики. Ещё в прошлом году Белоруссия стала переводить экспорт своих нефтепродуктов из Клайпеды в российскую Усть-Лугу, а перевалку российского угля литовцы саботировали сами. Словом, и так понятно, что российский экспорт через Литву под санкционным давлением неминуемо будет сворачиваться.
Выход силой?
Потому неудивительно, что кто-то уже заговорил о предъявлении территориальных претензий Литве на Клайпеду. Как ни странно, первоисточник этой идеи находится в Китае – именно такой сценарий обсуждается в СМИ Поднебесной. В России же горячие головы заговорили о необходимости пробить «сувалкский коридор», взяв под контроль протянувшуюся на 100 километров низменность между Литвой и Польшей, которая позволит соединить Белоруссию и Калининград. Правда, авторы идеи даже не берутся считать, во что обойдётся строительство железной дороги по болотам. Да и какими силами эту территорию можно постоянно удерживать – непонятно. Даже «король» политического эпатажа Александр Лукашенко на этот счёт предпочитает не высказываться.
Пока различные комментаторы нагнетают эмоции, политики и чиновники стараются успокоить людей. Губернатор Антон Алиханов заявил, что морские паромы справляются с возросшим потоком грузов. А посол ЕС в России Маркус Эдерер сказал, что ни о какой блокаде Калининграда речь не идёт. «Транзит для людей и товаров, не попадающих под санкции, работает нормально», – заявил он. Примечательно, что сейчас Литва действует на основе четвёртого пакета евросанкций, а уже в пятом пакете для калинградского транзита были сделаны исключения. Потому есть вероятность, что еврочиновники спишут нынешнее обострение на рутинную бюрократическую ошибку и не подадут вида, что исправили её под угрозой атомной бомбы.
Конкретно
Действия Литвы затронули 30–50% грузооборота между регионами РФ и Калининградом. С августа Вильнюс обещает вдобавок перекрыть железнодорожные поставки угля, а затем и нефтепродуктов. Сейчас подсанкционные грузы стали возить на грузопассажирских паромах по морю, между Усть-Лугой и Балтийском курсируют четыре судна. Каждое из них бывает в Балтийске примерно раз в пять дней. Среднее время пути – 38 часов. Власти хотят увеличить флот до семи судов.
В случае полной сухопутной блокады Калининградской области потребуется около 20 судов, но для их разгрузки нужно будет построить новый портовой терминал стоимостью в десятки миллиардов рублей. Однако морской путь мало того что дорог, так ещё и зависит от погоды.
На слухах о грядущем дефиците цены в Калининграде поползли вверх. Стройматериалы, к примеру, стоят вдвое-втрое дороже, чем в Санкт-Петербурге. Люди надеются, что скоро пойдёт контрабанда из Литвы или Польши и дефицита не будет. Власти Калининградской области, в свою очередь, выбивают в Москве субсидии для морских и воздушных перевозок.