X5 RetailGroup – один из лидеров среди продуктовых сетей в России. Компании принадлежат такие бренды, как Пятёрочка, Перекрёсток, Карусель и Чижик. У Х5 более 19000 магазинов. В состав входят розничные магазины трех форматов: мелкие «магазины у дома»/дискаунтеры для покупки товаров повседневного спроса, крупные супермаркеты и гипермаркеты продовольственных и непродовольственных товаров. Магазины компании ориентированы на широкий круг покупателей и предлагают качественные товары как эконом-класса, так и товары высокой ценовой категории.
Сектор: потребительские товары повседневного спроса.
Отрасль: розничная торговля.
Основные конкуренты: Магнит, Лента, АШАН, Дикси, SPS-Холдинг, Metro, О Кей, Монетка, Globus.
Цена акции на 27.06.2022: 898 руб.
Тикер: $FIVE.
Рынок оффлайн-ритейла в России.
На долю компании приходится почти 13% всего рынка офлайн-ритейла в России. По этому показателю она лидирует среди всех российских ритейлеров. В России максимальная доля рынка, которую может занимать одна компания, не может превышать 25%. Таким образом, в России у Х5 RetailGroup еще есть возможность увеличить свою долю в два раза.
Конкурентные преимущества.
У Х5 достаточно много преимуществ. Среди них: мультиформатное развитие, которое позволяет охватить разные ниши розничного ритейла; широкий ассортимент, в том числе по ценовому критерию; продукция собственных торговых марок; собственная логистическая сеть (собственные распределительные центры, собственный автопарк); инновационная политика компании; развитие и внедрение IT технологий на всех этапах цепочки продаж.
Новостной фон.
В октябре 2019 года AliExpress начал доставку заказов в супермаркеты X5 RetailGroup.
В октябре 2020 года состоялся день инвестора компании. Было сказано, что группа планирует нарастить рыночную долю к 2030 году до приблизительно 20%. До 50% выручки X5 планирует получить с привлечением цифровых каналов. До 2023 года компания планирует вложить в онлайн-магазин продуктов perekrestok.ru до 10 млрд. руб. Компания предполагает, что к 2023 году доля выручки от открытия новых магазинов в приросте общей выручки сократится до 35%.
В 2021 году стало известно, что X5 запустила Dialog — многофункциональную платформу для решения бизнес-задач.
В ноябре компания сообщила, что изучает возможность проведения IPO своих онлайн-бизнесов по доставке еды. Через месяц X5 открыла в Москве первый магазин низких цен «Чижик».
В середине февраля 2021 года появились данные о том, что X5 RetailGroup намерена создать отдельную организацию (без банковской лицензии) для обеспечения различными финансовыми продуктами клиентов ритейловой группы.
В феврале 2021 года стало известно, что X5 RetailGroup стала лидером онлайн-торговли продуктами питания в России. GMV (совокупный оборот) онлайн-бизнесов X5 за 2020 г. составил 21,9 млрд руб. Рост год к году составил 347%. В 2020 г. X5 доставил 7,9 млн онлайн-заказов, что более чем в пять раз больше прошлого года. Доля цифровых бизнесов превысила 1% от общего объема продаж X5.
В 2021 году Х5 опубликовала первый отчёт об устойчивом развитии по стандартам GRI и разработала детальные рекомендации для поставщиков по устойчивой упаковке, а также запустила собственное медиа food.ru.
На данный момент общее количество магазинов Х5 превышает 19000.
Стратегия развития.
Самую маленькую долю доходов Х5 RetailGroup пока приносят новые направления, в числе которых сеть «жестких» дискаунтеров Чижик. По сути, Чижик - это небольшой магазин у дома с ограниченным ассортиментом (не более 800 позиций) и очень низкими ценами. Компания планирует увеличивать число таких магазинов. По прогнозам аналитиков, к 2024 году Чижик займет второе место среди сетей «жестких» дискаунтеров и будет генерировать более 350 руб. млрд. выручки. X5 Retail развивает и онлайн-сегмент. В секторе электронной коммерции среди продуктовых ритейлеров компания также лидирует по доле рынка.
Финансовые показатели.
Выручка.
2018 – 1.533 млрд.
2019 – 1.734 млрд.
2020 – 1.978 млрд.
2021 – 2.205 млрд.
Сейчас – 2.125 млрд.
Выручка увеличивается благодаря росту сопоставимых (LFL) продаж, торговой площади и выручки цифровых бизнесов. Последнее отражает высокий спрос клиентов на онлайн-услуги, рост числа новых онлайн-покупателей, выход экспресс-доставки в новые регионы.
Прибыль.
2018 – 28.6 млрд.
2019 – 29.7 млрд.
2020 – 35.8 млрд.
2021 – 42.7 млрд.
Сейчас – 37.6 млрд.
Глядя на финансовые показатели Х5 RetailGroup, трудно поверить, что это традиционная компания из сферы розничной торговли. Такие темпы скорее характерны для IT-компаний, чем для ритейлеров.
Мультипликаторы.
Мультипликаторы доходности.
P/E – 6.48. Это ниже, чем у сектора в целом (13.61).
P/BV - -42.3. Это ниже, чем у сектора в целом (1.45).
EV/EBITDA – 1.75. Это ниже, чем у сектора в целом (5.85).
Мультипликаторы рентабельности.
ROE – 37.7%. Это ниже, чем у сектора в целом (47.43%) и выше, чем у рынка в целом (15.8%).
ROA – 3,2%. Это выше, чем у сектора в целом (-0.159).
Долговая нагрузка.
Уровень задолженности: 20.59%. Это достаточно низкий показатель по отношению к активам.
Уменьшение задолженности: за 5 лет задолженность уменьшилась с 32.95% до 20.59%.
Превышение долга: долг не покрывается за счет чистой прибыли, процент - 646.28%.
Финансовые результаты X5 Retail Group за последние годы можно считать умеренно-позитивными. Компания показывает умеренный рост выручки и EBITDA, а также довольно стабильную чистую прибыль. При этом, сдерживающим фактором является растущий чистый долг. Динамика показателей эффективности ROA и ROE смешанная.
Влияние валютных рисков на деятельность X5 Retail Group.
Валютные риски ограниченно влияют на деятельность X5 Retail Group, потому что менее 5% закупок осуществляются в формате прямого импорта.
Также, долговые обязательства X5 полностью номинированы в рублях, менее 5% закупок осуществляются в формате прямого импорта, менее 20% капитальных расходов привязаны к иностранной валюте и менее 2% операционных расходов подвержены риску изменения валютных курсов.
Цепочка поставок и логистические операции X5 хорошо подготовлены к работе в условиях повышенного спроса в магазинах.
Дивиденды.
Дивиденды компания выплачивает с 2017 года. С 2020 года Х5 выплачивает дивиденды дважды в год. Сейчас дивидендная доходность ее акций составляет примерно 9%, что выше средней по сектору (4.76%).
Итог.
В целом, можно сказать, что X5 RetailGroup является фундаментально крепкой в секторе ритейла. Да, компания не выглядит явно недооцененной, однако сейчас подобная ситуация складывается не только в секторе ритейла, но и на всем фондовом рынке как в РФ, так и за рубежом. Долговая нагрузка также вызывает некоторые опасения, однако стабильно растущая EBITDA позволяет не только его контролировать, но также и выплачивать стабильно высокие дивиденды.При этом из явных плюсов у компании достаточно, включая стабильность финансовых результатов, активная реновация и развитие цифровых сервисов, возможные скорые IPO смежных бизнес-структур, положительный взгляд инвестдомов и т.д.В итоге, X5 Retail Group является наиболее «понятным и логичным» выбором для диверсификации портфеля бумагами из сектора ритейла.