Изучение достопримечательностей Брестской области набирало обороты, второй день на арендованной машине следовало использовать по максимуму и в соответствии с намеченными планами. Утро радовало хорошей погодой и 30 км. до г.Каменец мы проехали быстро. Нашли цель поездки - памятник архитектуры, башню красного кирпича высотой около 30 метров, внешне похожую на водонапорную и, скажу, как есть, поначалу не вызвавшую особого интереса и восторга. Но каково же было наше изумление, когда, взяв билеты на экскурсию, мы попали внутрь оборонительного сооружения Волынского типа постройки 13 века!
Зданию было 700 лет от роду оно прошло сквозь время, сыграв значительную роль в истории г.Каменец, находившегося на пересечении торговых путей и в свое время являвшимся крупным административным центром.
Мы оказались единственными посетителями в башне-музее и экскурсовод Илья, найдя в нас благодарных слушателей, провел нас по всем этажам внутреннего устройства Каменецкой вежи.
Сейчас вход внутрь устроен с цокольного этажа, а во времена создания башни он был на уровне 5 яруса, к которому вела ступенчатая деревянная лестница, в случае нападения отбрасывающаяся обороняющимися и исключающая проникновение врага вовнутрь. По сей день на четвёртом ярусе в сторону реки виден один большой стрельчатый проём, под ним отверстия от балок, на которых в прошлом держался балкон - вход в башню.
Временем постройки «нового города» и башни по приказу князя Владимира Иоана Васильковича, на основании Галицко-Волынской летописи , принято считать период с 1276 года по 1288 год.
Был создан объект со следующими характеристиками: высота — 17 маховых сажень (от фундамента 30.15м), наружный диаметр — 13.5м, толщина стены — 2.5м. Диаметр фундамента 16м., его высота больше 2-х метров. Первые два этажа — схрон для еды, питья и прочей хозяйской потребы, последний — арсенал, остальное жилплощадь для бойцов. На первом ярусе был родниковый колодец-проблем с водой во время осады не было. Общая площадь всех ярусов 300м2 позволяла разместить большое количество людей, активно участвующих в обороне.
В XIV в. башня много раз выдерживала набеги крестоносцев, штурмы войск польских и литовских князей. В XVII в. около стен Каменецкого замка разворачивались безжалостные бои между армиями Речи Посполитой, Швеции и Русского государства (в 1661 г. Каменец даже был освобождён от уплаты налогов на 4 года для восстановления разрушений инфраструктуры).
Много набегов выдержала башня, но пострадала не от воинов, а от мародёров, которые в XVIII веке повадились выламывать и доставать из неё кирпичи на хозяйственные нужды.
Башня находилась внутри кольцевого вала и доминировала над деревянными укреплениями. Со стороны реки к укреплениям подступала болотистая низина, с трёх сторон их окружал ров.
Работники музея рассказали, что даже в наше время аграрии территорий, ранее бывшими поймой судоходной торговой реки, часто приносят найденные артефакты – элементы корабельной оснастки, пушечные ядра и даже якоря, свидетельствующие о том, что ранее река была полноводной. Поднимаясь на каждый этаж, мы словно окунались в атмосферу древних веков, здесь все пронизано временем – стены башни толщиной 2,5 метра, кирпичная «балтийская» кладка «по-вендски» чередованием двух «ложков» и одного «тычка», бойницы в проемах с расходящимися углами обзора, позволяющими увеличить сектор ведения огня обороняющимися. Богатая экспонатами выставка на каждом этаже отражала временные особенности, стояли красивые манекены в кольчугах и воинских доспехах ранних веков, представлено вооружение и предметы быта Каменца, к некоторым экспонатам удалось прикоснуться руками… Невероятное ощущение, скажу я вам!
Секрет прочности кирпича и известкового раствора для кладки оказался в том, что туда добавлялись органические компоненты в определённой пропорции с песком и другими «добавками»: кровь животных и белки яиц. Отсюда-то и пошло выражение «строить на крови», а не от человеческих жертв, как принято считать. По преданию изготовитель кирпичей лично проверял качество партии глины, пробуя её на вкус.
Все ярусы башни были ранее соединены между собой деревянными (ныне металлическими) лестницами. Ещё одна, кирпичная, спрятана в толще стены. Через нее мы и попали на боевую площадку башни. Нужно отдать должное маме, штурмовала высоту отважно, и выйдя на обзорную площадку, ограждённую зубцами, мы преисполнились ощущений, поняв, каково это было поливать горячей смолой головы тевтонов с высоты 30 метров!
Каменецкую Вежу увенчивают четырнадцать зубцов, через один прорезанные сквозным смотровым отверстием, почти все реставрированы, но один зубец оригинального кирпича. 700 лет.. Я задержал прикосновение руки к кирпичной кладке на минуту, воображение просто пустилось в пляс, словно в кино промотав картины, которые видели эти стены.
Полтора часа экскурсии пролетели незаметно, оставив неизгладимые впечатления, не побоюсь пафоса. Для усиления эффективности работы домашнего холодильника приобрели сувенирные магниты и поблагодарив экскурсовода Илью и всех работников музея-башни за интереснейшую информацию, мы отправились обратно в Брест. На обратном пути заехали в местечко Чернавчицы посмотреть Римско-католический Костел Святой Троицы - памятник средневекового белорусского зодчества.
Внутрь попасть не удалось, было закрыто, но везение нас преследовало и здесь - на колокольне начала звучать интересная религиозная мелодия, разбрасывая по тихому селу прекрасные звуки. В Беловежскую пущу не поехали, лес знаем, зверей видели, решили время не тратить попусту.
Чтобы максимально результативно использовать исходящие сутки аренды автомашины, по прибытию в Брест «добрали» впечатлений, успев посетить музей железнодорожной техники.
В музее на большой площадке под открытым небом собраны 170 образцов железнодорожной техники и технического оснащения за значительный период развития железных дорог. Экспонаты музея в прекрасном отреставрированном состоянии, дают возможность почувствовать их мощь и красоту, уникальность и значимость идей, реализованных при создании железных дорог, а также соприкоснуться с прошлым и по-настоящему оценить всю историю развития и совершенствования железнодорожной техники в разные исторические периоды. Локомотивы - паровозы, тепловозы различных годов постройки, среди которых легенды как отечественного, так и зарубежного машиностроения. Встречаются даже представители отчасти трофейного происхождения, захваченные у противника во время Великой Отечественной войны. В свое время эти машины и механизмы были основа развития магистралей, движителем экономики многих стран, символами стремительно меняющейся эпохи, частью судеб миллионов людей.
Восторгу мамы не было предела, ведь она многие экземпляры музея знала, как говорится «в лицо», поскольку ее детство прошло в пос. Архара Амурской области, неподалеку от железнодорожной станции и паровозного депо. Некоторые локомотивы оборудованы подиумами, с которых можно зайти в рубку машиниста и осмотреть сложную систему узлов и агрегатов управления паровозом. На что, помимо всего я обратил внимание-у всех локомотивов вентили в кабине машиниста аккуратно обмотаны пергаментной бумагой и зафиксированы хомутами, под бумагой угадывается консервационная смазка, а в буксы и смазочные ящики колесных пар залито свежее машинное масло запаха невероятно вкусного, шатуны и ползуны регламентно обслужены и также аккуратно смазаны. Мы мирные люди, но наш бронепоезд, как поется в песне, в случае чего готов вступить в работу. Прямо душа порадовалась за такой хозяйский подход к технике и за ее долгую жизнь.
Завершив день, наполненный отличными впечатлениями, вернулись в ставшую нашим временным домом, гостиницу. За вечерним чаем проговаривали увиденное, закрепляли результаты, удивлялись и восхищались гениальностью создателей Каменецкой башни, века простоявшей, а также концентрации инженерной мысли, выраженной в экспонатах железнодорожного музея. Мелькнула и легкая тень разочарования, не скрою - тут кирпич 700 лет простоял под открытым небом, а у нас дом на Буденного,16 расползся через несколько лет по швам, тут техника 100 лет работала на пределе возможностей, а в городе нашем асфальт нормальный положить не могут, уплывает каждый год с таянием снега, здесь 170 паровозов как новенькие покрашены, а на Бульваре Дружбы,4 на ремонт подъезда управляющая компания все денег никак на найдет. Как-то прослеживается общая тенденция к общему отуплению и косорукости, не говоря уже о большем вроде наличия совести и высоких моральных ценностей. Но отогнав от себя негативные измышления, мы еще раз улыбнулись чудесным моментам, сегодня полученным, поблагодарив ее величество Жизнь за все хорошее. На завтра планировалось посещение самого важного объекта, ради которого стоило приехать в Белоруссию – Брестской крепости, а к сильным впечатлениям нужно было тщательно готовиться.
С уважением Константин Новиков