Литературная страничка газеты «ЭтаЖи...»
Несколько слов об авторе представленного в данном номере рассказа.
Батенина Софья родилась в Калуге, живет в Снежинске. Она учится в гимназии №127. С детства любит читать книги самых разных жанров – это и серьезная классическая литература, и фэнтези. Занимается журналистикой во Дворце творчества и активно работает в детской газете «ЭтаЖи…»
Софья умело и красиво владеет словом, и ее желание совершенствовать себя привело к первой пробе пера. Писательский дебют состоялся.
В своих рассказах она показывает читателю мир, в котором даже самые простые, обыденные вещи способны сделать жизнь ярче. Этот мир и есть наша с вами жизнь.
Ничто не проходит мимо внимательного и чуткого глаза юного автора. Софья с удовольствием фотографирует природу родного края и уголки любимого Снежинска.
Рассказ «Белые кораблики» высоко оценило жюри Всероссийского конкурса «Призвание». Софья награждена дипломом победителя.
Белые кораблики
Дождь. Грязь. Люди. Машины. Слякоть. Сырость. Холодно.
Теплый шарф. Яркие шнурки на ботинках. Митенки на руках.
Что же такое счастье? Правда ли это то, к чему мы все должны стремиться? Точно ли счастье выглядит именно так: квартира в центре, хорошая работа, большая зарплата и любящая семья? Ведь только тогда человек будет думать, что жизнь удалась? Или нет?
Вновь скрипучими голосами запели железные качели. От этого звука кому-то хочется зажать уши, а для кого-то это будет лучше любого посещения концерта. Рядом на детской площадке играют дети. Они визжат, кричат, смеются, часто спорят, а потом мирятся. Дети радуются приходу весны, ведь наконец-то можно снять с себя тяжелые пуховики и надеть легкие курточки. Любимая мама завяжет шарф, чтоб ненароком не продуло, и можно бежать во двор, где уже давно ждут ребята из соседних подъездов, прыгать по лужам, ломать тонкий лед и пугать голубей. И потом вернуться домой к обеду, с ног до головы мокрым. Подкрепиться вместе с другом и вновь бежать гулять, вновь прыгать по лужам, ломать тонкий лед и пугать голубей.
Солнце только начало припекать. На улице плюс пять. Звонкая капель играет на крышах подъездов. Птицы потихоньку возвращаются из теплых стран и теперь, сидя на ветках голых деревьев, заливаются пением, радуя проходящих мимо и вечно спешащих куда-то людей, как будто показывая, что вскоре зима совсем отступит и весна возьмет все в свои руки, а за ней и лето придет. Ну разве это не чудесно?
По дорожкам ходят женщины в ярких курточках с колясками, они улюлюкают, пытаясь успокоить малышей, а потом тихонечко переговариваются между собой, обсуждая последние события этой недели. Например, что «вот мужчина из соседней квартиры вчера поздно вечером громко играл на гитаре и пел песни, а у меня сынок маленький спит, и я к нему ходила и ругалась» или же что «эта девочка-студентка, которая ходит сюда к своему другу однокурснику, на самом деле и не студентка вовсе». Знакомо? Но эта история не про этих женщин, и не про этих детей, и не про этого мужчину-гитариста, проходившего мимо и придумывающего текст еще для одной своей песни, и не про эту девочку-студентку, которая и не студентка. Нет, она совсем про другое.
Под одной из многочисленных крыш подъездов одного из старых домов этого города (каких много в нашей необъятной стране) сидит на лавочке, укутавшись в накинутую на плечи сиреневую вязаную шаль, пожилая дама. Руками она опирается на старую тросточку, щурясь, рассматривает яркое солнце, чистое голубое небо и… улыбается. Неподалеку на ветках дерева сидят и громко чирикают воробьи. Старушка опускает дрожащую руку в лежащий рядом мешочек и достает оттуда горсть семян, которые тут же летят в снег. Воробьи слетаются, радостно подпрыгивают, что-то кричат на своем воробьином языке и подлетают к угощению, а она достает еще немного и снова кидает. Проходящие мимо люди спешат, некоторые останавливаются, чтобы улыбнуться и только потом продолжить свой бег, а дети с любопытством, которое есть только у детей, наблюдают за этой картиной.
Резко открывается железная дверь подъезда, отпугивая птиц, и на улицу выбегает мальчик лет шести. На нем яркая синяя курточка и белая шапочка, а вокруг шеи небрежно обмотан красный шарф. Он радостно осматривается, вдыхая холодный воздух и ощущая на лице весеннее тепло солнечных лучей, а затем скачет по ступеням вниз к своим друзьям и что-то долго ищет в карманах.
– Ну что! Принес? – расспрашивают его ребята, а он продолжает искать.
– Сейчас, сейчас, – приговаривает мальчик, не оставляя поиски той самой вещи, а потом начинает озираться по сторонам. – Он ведь только что был в кармане! – восклицает мальчишка.
– Эй, Женька, а это не он? – кивает его друг в сторону подъезда, откуда только что выбежал мальчонка. И впрямь, на земле рядом с деревянной скамейкой лежит аккуратно сложенный лист белой бумаги. Ребенок на радостях подбегает к заветной бумажке, поднимает ее и разворачивает, демонстрируя друзьям белый бумажный кораблик. На детских лицах сияют улыбки, и мальчишки тут же начинают переговариваться между собой. Слышно, что они придумывают имя для корабля, который хотят отправить в плаванье.
– Какой красивый у тебя кораблик, – тихо, как обычно говорят пожилые люди, произносит старушка. Ее хрипловатый голос слегка дрожит, словно струна. Морщинистое лицо светится улыбкой, а полуслепые глаза щурятся, как будто пытаются тем самым помочь своей хозяйке лучше рассмотреть вещицу, сделанную ребенком.
– Да! Красивый! Я очень старался! – тут же отвечает ей Женя, вертя у себя в руках поделку. – Хотите посмотреть? – И он протягивает ей кораблик, который та берет и рассматривает, водя пальцами по изгибам. – Это о-ри-га-ми, – тем временем произносит мальчик по слогам сложное для него слово. – Меня брат научил! Будем сегодня запускать. Кораблик поплывет и доплывет до самого океана! Это как огромная лужа, только еще больше! А мы будем ему с берега руками махать!
Старушка на эти слова тихонько про себя смеется. Она проводит пальцами по трубам кораблика, по воображаемой палубе…
– Бабушка, а как вас зовут? Вот меня зовут Женей, а вас?
– А я, малек, Зина. Зови меня бабушкой Зиной, – отвечает старушка, отдавая кораблик мальчику.
– Бабушка Зина, а где ваши внуки? Ведь у каждой бабушки есть свои внуки, значит, и у вас тоже, – интересуется мальчик. Он с любопытством снова вертит своей головкой по сторонам, словно уверен в том, что сейчас на горизонте появятся внуки этой милой бабушки, которая похвалила его кораблик, хотя у брата они получаются намного лучше.
Старушка тяжело вздыхает. Она смотрит в сияющие серо-голубые глаза мальчика и отвечает:
– Выросли они. Уже большие внуки-то мои. Живут далеко.
– И не приезжают?
– Не приезжают. Но я не сержусь, ведь понимаю, что у них много дел. Вот как закончат они с ними, так приедут.
– Бабушка Зина, а можно я стану вашим внуком? Я не уеду и буду с вами время проводить!
На это старушка лишь улыбается и тихонечко смеется своим хриплым голосом. Ее позабавил этот мальчонка.
– Внуком ты мне не станешь, но мы можем дружить. А теперь беги к друзьям. Они, наверное, тебя уже заждались.
Ребенок светится от счастья. Он радостно кивает и через секунду уже бежит к стоящим неподалеку ребятам, которые выбрали название для бумажного кораблика и с нетерпением ждут, когда они смогут отправить «Шустрика» в долгое плаванье и помахать вослед руками с берега.
– Опустить на воду! Поднять якорь! – командует старший из детей, как капитан, а другие, словно матросы, выполняют его указания.
Поднимается ветер, раскачивая ветви деревьев, гладит детей по румяным щекам и подхватывает корабль, неся его к краю глубокой лужи посреди дороги. Дети смеются, бегут за ним и что-то кричат. Впереди всех бежит старший, предлагая все больше и больше интересных идей для игры в пиратов. Старушка же продолжает сидеть на лавочке, опирается на трость и наблюдает за игрой детей. В голове вновь вырисовываются образы дней, когда в мире не было все так спокойно, когда небо было серым и повсюду гремели снаряды… Но белые кораблики помогут сохранить в памяти светлые мгновения...
– А сколько вам лет? – любопытствует ребенок. Прошел год с того дня, когда они познакомились. Родители мальчика с радостью время от времени навещают одинокую женщину, а Женя нередко заходит после школы и делает домашнее задание, слушая старое советское радио, а она вяжет. Спицы стучат и слушаются ее, захватывая шерстяную нитку. Через несколько дней будет готов первый носочек, а затем и второй. С книжных полок, забитых книгами, виниловыми пластинками и всякими разными безделушками, стоят фоторамки с фотографиями, с которых смотрят члены семьи бабушки Зины, она в молодости и один молодой человек.
– Ой, не знаю, – тянет пожилая дама, делая вид, что задумалась. Мальчонка смотрит на нее во все глаза. – Я уже и не вспомню. Как только лет тридцать исполнилось, так сразу считать и перестала.
Ребенок улыбается. Женщина делает радио погромче, а Женя продолжает рисовать березу к уроку на завтра по окружающему миру. Пыхтит, как паровоз, старается. Руки еще не привыкли держать карандаш, но ребенок упрям и хочет завершить рисунок. Спустя минут тридцать он подскакивает с места, подбегает к креслу, в котором сидит женщина, и радостно показывает ей свою работу.
– Это береза! – сообщает он, а старушка, поправив очки на носу, рассматривает дерево. Береза у него получилась такой, как обычно рисуют дети деревья: ствол очень толстый и торчащие во все стороны, словно штыки, толстые ветки. Старушка качает головой, думает, как оценить рисунок мальчика, а детские глазки в ответ смотрят на нее пытливо.
– Прекрасная береза, – хвалит его бабушка Зина, ероша непослушные короткие темные волосы. – Будешь компот?
Женя подпрыгивает, спешно откладывает рисунок в сторону и, крикнув: «Буду! Буду!», бежит на кухню. Кухонька совсем небольшая, зато светлая и окно выходит во двор, в котором растет много деревьев, в том числе и берез. Женщина, прихрамывая и опираясь на тросточку, медленно идет за ребенком и наливает ему в кружку свой фирменный вишневый компот. Мальчонка залпом выпивает компот и бежит в гостиную, где он продолжит делать уроки, ведь ему обещали вместе поиграть, когда он закончит, а женщина садится и смотрит из окна на небо, вспоминая светло-голубые, как это небо, глаза своего возлюбленного офицера, которого за несколько дней до долгожданной победы унесла война. Это был прекрасный юноша с черными усиками и темными волосами. Ему было чуть больше двадцати, а ей совсем недавно исполнилось девятнадцать. Она помнит, как вчера, все те дни, прожитые в вечном страхе под градом из пуль и бомб. И иногда ее посещают такие мысли, когда она совсем не против обменять память о тех днях, когда весь мир стал похож на ад, на что-то другое, но тогда это значило бы потерять память и о нем.
Дверной звонок поет, а за дверью стоят соседи – родители Жени. Они здороваются со старушкой, обнимаются с сыном и идут пить чай, любезно предложенный женщиной. Они стали друг для друга словно настоящая семья...
Эти драгоценные моменты, которые мы переживаем и бережно храним в памяти – это и есть счастье. В трудную минуту мы будем их вспоминать, доказывая, что жизнь прожита не зря, чтобы в конце заявить, что жизнь удалась.