"Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей. И, когда пришло время, он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: Приходите, ведь всё уже готово! И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня. Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня. А третий сказал: Я женился и поэтому не могу прийти. И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых. Выполнив поручение, слуга сказал: Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место. Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, - ответил его господин, - и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится. Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!" (Лк 14:16-24, перевод Кулаковых)
В древности книга или свиток стоили очень дорого - мало кто мог себе такое позволить. А те, кто мог, очень редко читали сами – люди предпочитали слушать как книгу читает специально обученный раб. Почему? Письмо и чтение тогда были гораздо более трудной задачей, чем сегодня. Слова писали подряд, не разделяя - читать такое без специальной подготовки и многолетней тренировки очень тяжело. При этом надо соблюдать размер, ставить нужные интонации… Это было целым искусством.
Тем труднее было юным христианским общинам. Денег у них, как правило, не было и позволить себе большие собрания рукописей они не могли. А тех, кто мог читать, было совсем мало. Прочесть простецкие граффити (типа «Вася – дурак») могли многие, а вот с книгой было гораздо сложнее. Поэтому, все священные книги, все письма апостолов, рассказы о жизни Иисуса христиане читали в собрании, вместе.
Авторы рассказов и писем это хорошо знали. Все, что написано - написано для общин, а не для отдельных людей (нам известно только одно настоящее и бесспорное исключение – послание Павла к Филимону). Евангелия и послания – это инструменты для групповой работы.
А вот мы часто об этом забываем. Мы испорчены книгопечатанием - мы берем с полки Библию и нам кажется, что все там написано лично для нас. Это не так - в древности было по-другому.
Сегодня мы слышали чтение из евангелия от Луки - притчу о пире и приглашенных гостях. С точки зрения индивидуального читателя, я могу применить ее к самому себе. Каждый из нас может. Я могу спросить себя: кто я среди этих гостей? Деловой покупатель земли? Рачительный крестьянин с парой волов? Влюбленный муж? А может быть я больной нищий с улицы? Кто в этой истории хороший, а кто плохой? Мы неизбежно задаем себе эти вопросы, потому что эта история нас «цепляет»...
Но, я предлагаю посмотреть на притчу о пире и приглашенных с другой точки зрения. Давайте представим, что мы сидим глубокой ночью в маленькой комнате, году в 80-м (лет через 50 после Воскресения). Мы – маленькая христианская община. Посмотрим на свидетельство Луки глазами этих людей.
Мы пришли сюда после работы. Мы устали. Горит несколько масляных ламп. Кое-кто не ел с утра. Мы пришли, чтобы вместе петь и молиться. Чтобы вместе слушать чтения из Писаний. И мы знаем одну важную вещь: все это написано для нас и о нас. И тот, кто написал для нас эти строки, хочет, чтобы мы что-то поняли, услышали важное послание. Чтобы в этом открытии, мы получили утешение и надежду.
Что мы увидим? Например, мы сразу понимаем, кто это такой - "Один человек". Мы знаем, что в конце нашего собрания мы совершим Причастие - мы разделим хлеб и вино в память о Господе и Учителе. Разделим Тело и Кровь Иисуса Христа. Это будет наш пир – его приготовил для нас Бог. Значит, речь идет о Боге.
Мы знаем, что Бог долго готовился – нам рассказали об этом наши старейшины. И когда пришло время, Бог позвал многих. Позвал тех, кого обещал позвать. А кого Бог обещал позвать? Мы это тоже знаем: Бог открыл Себя в истории Израиля. Евреи доверились Богу и долго ждали, пока придет время этого пира – об этом писали пророки.
И вот, когда настало время, хозяин послал слугу, чтобы тот позвал приглашенных. Кто этот слуга? Иоанн Креститель? Может быть, Иисус? Вполне возможно. Но, мне кажется, этот таинственный слуга - Дух Бога. И Дух Бога через Иисуса сказал, что время пришло. И те, кто так долго ждал, кто терпел лишения, вдруг... оказались очень заняты.
Один купил землю. Покупка – это выбор. Мы постоянно выбираем: повернуть направо или налево, вверх или вниз... Выбираем землю или небо. Этот человек выбрал землю. Мы не знаем почему - может быть, он устал смотреть на небо и ждать избавления? Так бывает в нашей жизни - мы тоже устаем ждать Бога. А может быть он ждет, что новая земля сделает его богаче? Мы тоже не прочь стать немного богаче, чтобы легче дышалось…
Другой купил пару волов и теперь хочет испытать их - посмотреть каковы они в деле. Испытать – значит работать. Мы знаем, что есть люди, которые живут работой. В жизни много разочарований и доверять можно только себе. Своим рукам, своим ногам, своей силе. Этот человек тоже хочет взяться за плуг, почувствовать силу и успех. Сложно его осуждать - мы тоже выбираем силу и успех вместо надежды.
Третий выбрал счастье с молодой женой. У него свадьба, а свадьба - это пир. Свой собственный пир. Этот человек счастлив, но в его жизни нет места старому другу. Он пошел своим путем.
Мы видим: Бог позвал своих, но свои оказались слишком заняты. Так Лука видит историю отношений Бога с Израилем. Но, я вижу здесь предостережение и для нас. Бог зовет, а мы устали, захвачены самими собой или решили начать новую жизнь где-то в стороне. И мы надеемся, что оно как-нибудь устроится, рассосется, не имеет значения...
Но, Бог зовет еще раз и кое-кто приходит. Приходят нищие и больные. Деятельные, богатые, счастливые не пришли – зато, пришли то те, у кого нет ничего, кроме веры и надежды. Это - остаток Израиля. И мы знаем, что свидетельство веры пришло к нам от этих людей.
Но, за столом ещё много места. И тогда Дух идет прочь из города. Что это за город? Это Иерусалим. Дух покидает его, ведь там больше некого звать. Дух идет в другие места - в другие страны. Дух зовет новых людей.
Кто они? Это мы. Те, кто собрались здесь, чтобы петь и молиться. Званые гости не пришли, поэтому после нищих и больных позвали нас. Да, мы - не евреи. У нас очень короткая история Бога, но мы знаем - Бог позвал на свой пир именно нас.
У нас тоже были свои дела. Мы шли своими путями. Мы ставили свои жертвенники. Мы бывали счастливы где-то на стороне. Но Святой Дух убедил нас придти. Поэтому сегодня мы здесь.
Лука говорит: дом Бога должен быть наполнен гостями. Поэтому Дух приводит их снова и снова - из разных народов, с разных концов земли.
В древности книга или свиток были очень дороги. Но, в доме Бога это не имеет значения. Мы сами теперь Божья книга - Бог пишет нашу историю. В этой истории мы - гости Бога, Его дети и друзья в Иисусе Христе. Нас может быть очень мало, мы можем быть бедными - не только деньгами, но и знанием. Но, Дух Бога говорит с нами. Мы слышим Его. И все, что Бог когда-либо делал – сделано для нас. Поэтому у нас есть надежда среди любых испытаний.
Вот, что мы слышим в этом рассказе Луки. Это наше маленькое открытие. И когда наступает утро, мы видим мир как Божий дар и Божье благословение. Я думаю, так понимали эту притчу первые читатели. Прошло две тысячи лет, но ее смысл не изменился: мы – гости в доме Бога. Мы – желанные гости. Все, что делает Бог – сделано для нас. Этот дом - Церковь. У этого дома сложная история, но теперь это наш дом. Вот, что мы видим в этой притче.