Истории кадра (также известная как фрейм рассказа или фрейм рассказа ) - это литературный прием , который служит дополнением к рассказу внутри рассказа, где вводная или основная повествование создает основу либо для более подчеркнутого второго повествования, либо для набора более коротких рассказов. Фреймовый рассказ ведет читателей от первого рассказа к одной или нескольким другим историям в нем. Фреймовый рассказ также может быть использован для информирования читателей об аспектах вторичного повествования, которые иначе может быть трудно понять. Это не следует путать с структурой повествования или изменением личности персонажа. Фреймовый рассказ также называют «сэндвич-повествованием» или «вставным повествованием». Одно повествование встроено или укрыто во втором рассказе и действует как комментарий к повествованию во фрейме или наоборот .
Первые примеры истории кадра можно встретить в Библии и литературе Древнего Египта. Например, Марк в Новом Завете прерывает рассказ о проклятии и увядании фигового дерева, чтобы поместить в него другую историю. Повествование о фиговом дереве является комментарием к очищению храма. Постепенно прием получал широкое распространение.
Эмили Бронте использует его в «Грозовом перевале», чтобы рассказать историю Хитклиффа и Кэтрин.
В «Седьмом человеке» Харуки Мураками рамочная история служит для того, чтобы представить главного рассказчика, подготовить почву для его повествования, отразить его различные элементы (такие как ветер и штиль) и пробудить любопытство читателя.
Еще один вариант использования данного приема - переместить читателя в сновидение, или выставить рассказчика ненадежным источником. Яркий пример использования пересказа сна: «Алиса в Стране Чудес».
В сценарии яркий пример - «Форрест Гамп». Весь фильм состоит из «сэндвич-историй», которые герой рассказывает, сидя на скамейке в парке, переносясь в прошлое, вместе со своими слушателями.
Существуют единичная история кадра и циклическая. Лучший пример циклической - «1001 ночь», «Кентерберийские рассказы», единичной - сказка Уильяма Голдмана «Принцесса-невеста», в которой дедушка рассказывают историю у постели больного внука, а мальчик перебивает его, задает вопросы.
Для чего используется прием?
- чтобы поэкспериментировать с различными способами развития центральной темы, придать им новую художественную окраску
- внести изменения в центральную тему с течением времени
- соединить большое количество рассказов в единое повествование🫧
- чтобы сыграть роль рассказчика, возможно, или обманом заставить читателя поверить в версию событий рассказчика.
- изменить точку зрения, чтобы разные персонажи могли по-своему интерпретировать одно и то же ключевое событие (сериал «Лестница» уже смотрели? )
Если вы еще не использовали данный прием, начните с того, что прочитаете/ перечитаете несколько книг, с использованием сэндвичного повествования. Дальше нужно обратить внимание на следующие моменты:
1. Сэндвич историю можно просто убрать из романа/ рассказа, при этом произведение не потеряет смысл.
2. Добавлять фрейм рассказ можно только тогда, когда вы уже четко выстроили план повествования и временные рамки. Иначе, вы сами запутаетесь в повествовании, что уж говорить про читателя.
3. Если вы хотите сформировать новую точку зрения, убедитесь, что голос во сне, или точка зрения другого персонажа будут звучать действительно иначе. В противном случае - смысл приема теряется.
4. Четко свяжите основную историю и фрейм рассказ. Последний не должен казаться непонятным довеском, взявшимся откуда-то с потолка. У него должна быть цель.
5. Не отступайте от темы. Это очень легко сделать, когда мы говорим о снах, или о точке зрения другого персонажа, но не сбивайтесь. Читателя интересует данная книга, а не куча неважных событий, происходивших в голове главного, или второстепенного героя.
А вы используете этот прием? Какая ваша любимая книга/ фильм с сэндвич-повествованием?
Больше интересных материалов в нашем секретном телеграм-канале.