Пасхальные яйца с сюрпризом ювелирного дома Фаберже давно стали своеобразным брендом Российской империи. Многие считают эти яйца уникальным русским изобретением, но на самом деле у них был почти полный аналог в Европе.
Свое первое пасхальное яйцо с сюрпризом в виде курочки (для простоты его называют яйцо "Курочка) ювелирный дом Карла Фаберже изготовил для Александра III в 1885 году.
Царь подарил это яйцо супруге Марии Федоровне, которая была настолько восхищена необычным подарком, что традиция заказов пасхальных подарков у Фаберже сохранилась в царской семье на долгие годы.
А теперь посмотрите вот на это ювелирное изделие. Почти такое же яйцо с сюрпризом в виде курочки. И даже корона сохранилась! Только вот корона какая-то странная, очевидно, что не русская императорская... Может быть, это какая-то малоизвестная копия работы Фаберже?
На самом деле это оригинальный саксонский прообраз русского пасхального яйца фирмы Фаберже, созданный в Европе в XVIII веке для известного сибарита и любителя роскоши курфюрста Саксонии Августа Сильного.
Как известно, до приезда в Петербург Карл Фаберже обучался в Дрездене, где, несомненно, и видел это пасхальное яйцо, которое хранилось в знаменитой сокровищнице Дрезденского замка "Зеленые своды".
Почти абсолютная идентичность (даже форма курочка одинаковая) двух пасхальных яиц не оставляет сомнений, что Карл Фаберже взял идею подобного пасхального подарка у Августа Сильного.
Вряд ли русский царь мог сознательно заказать для своей супруги копию саксонского яйца Веттинов, а ювелир всего лишь выполнил его волю. Скорее всего, Карл Фаберже сам предложил царю изготовить подобное ювелирное изделие (очевидно, сильно впечатлявшее ювелира в юности).
Остается открытым вопрос: знал ли сам Александр III, что его пасхальный подарок не оригинален.
Впрочем, в защиту Карла Фаберже можно сказать, что с каждым последующим царским заказом пасхальные яйца все более усложнялись и скоро достигли таких вершин ювелирного и художественного совершенства, которые и не снились Европейским мастерам.