Знали, что город Альметьевск в Татарстане с населением чуть больше 150 тыс. жителей — город с самой протяженной в России сетью велодорожек (115 километров)? Еще там богатая велосипедная инфраструктура — от светофоров до специальных урн. Рассказываем, как городу удалось стать велостолицей России и можно ли повторить его опыт.
В 2015 году власти Альметьевска решили пересадить горожан на велосипед. Провели опрос и выяснили, что 75% жителей, которые пока не пользуются этим транспортом, готовы на него пересесть, если на улицах создадут комфортные и безопасные условия.
Тогда специальные дорожки были только в парках — и всего 4 километра. Власти попытались создать настоящую велосеть сами, но ничего не вышло: старые велодорожки, совмещенные с тротуарами, провоцировали конфликты между пешеходами и велосипедистами, а новые маршруты в нее не складывались. Использовать велосипед как транспорт было неудобно.
Тогда мэр Айрат Хайруллин и его команда обратились к датским архитекторам в Copenhagenize Design Co., которые специализируются на создании велоинфраструктуры. Кстати, в Копенгагене, столице Дании, велосипед для поездок на работу или учебу используют 6 человек из 10.
В том же 2015-м специалисты бюро приехали в Альметьевск, чтобы понять, смогут ли тут создать велосипедную инфраструктуру здесь. Специалисты вспоминают, что тогда увидели на улицах множество пешеходов, что нечасто встретишь в российских городах. А еще самым востребованных транспортом были троллейбусы. Так специалисты поняли, что инфраструктуру здесь создать получится — развитый общественный транспорт и пешеходная культура тому способствуют.
Бюро разработало проект велосети и стратегию инфокампании для продвижения велотранспорта. Строительство началось в 2016 году. Финансировали все это за счет городского бюджета и инвестиций компании «Татнефть» (сумму инвестиций оценивают в 3,6 млн евро).
Как устроена велоинфраструктура в Альметьевске теперь
Получилось 115 километров велосети — можно крутить педали 8 часов без перерыва. Ширину дорожек сделали 2,2 метра: так удобно ездить парами и остается место для обгона. Сеть связывает между собой важные для горожан точки — дома, парки, школы, офисы.
В городе теперь есть специальные велосветофоры, дорожные знаки, парковки и поручни, на которые, не слезая с велобайка, можно поставить ногу на время ожидания зеленого сигнала. На улицах, в парках установлены специальные урны с уклоном — чтобы велосипедистам было удобнее выбрасывать мусор — и станции обслуживания.
Итоги эксперимента
В результате велосипедистов в Альметьевске стало больше. К 2019 году ездить на велобайке каждый день стало 4–5% горожан, в том числе 15% школьников и 6% — дошкольников.
Можно ли повторить опыт Альметьевска в других городах? Увы, пока условий для этого немного. Большинство россиян используют велосипед в качестве развлечения. Ездят на нем каждый день всего 26 человек из 100, при этом 70 человек из 100 поддерживают развитие велоинфраструктуры в своем городе. Как считают урбанисты, для того, чтобы повторить опыт Альметьевска, городским властям необходимо приоритизировать инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов. И создавать транспортную стратегию в контексте велодвижения. Сейчас, например, так делает Дербент и, по крайней мере, старается Челябинск. В остальных городах пока во главе угла остаются автомобили.