Евгений Леонов – пожалуй, самый узнаваемый в любой роли и один из самых запоминающихся актеров советской эпохи.
Родился Евгений Павлович 2 сентября 1926 года, и искусством интересовался с детства, уже в пятом классе начав заниматься в школьном драмкружке. После окончания Московской театральной студии он был принят в театр имени Станиславского, где ему доставались лишь эпизодические роли и изображение звуков, таких, как шум ветра или цоканье копыт, затем Леонов стал получать небольшие роли в кино («Дело Румянцева», Трудное счастье»).
Знаменитым актера сделала роль буфетчика Шулейкина в фильме «Полосатый рейс». Больше всего шума и слухов наделала сцена с тигром в ванной: якобы Леонов согласился сниматься в этом эпизоде только при условии, что ванну оградят бронированным стеклом, но, когда заметили, что стекло бликует, то его убрали, а Леонову ничего не сказали.
На самом деле было немного иначе: артиста действительно долго уговаривали, так как он больше всех боялся хищников, но в конце концов уговорили, сойдясь на том, что Константиновский ляжет на пол для страховки, а Леонов будет сниматься без всякого стекла.
Дальше привожу отрывок из воспоминаний Маргариты Назаровой:
Леонов погрузился в ванну, вошел Пурш (самый смирный тигр из всех подопечных укротительницы), и все замерли. Леонов открыл глаза, как-то очень естественно ойкнул, и нырнул на дно. Момент, когда тигр шарит лапой в ванне, снимали после – Леонова там уже не было.
Действительно, сцена в фильме выглядит именно так:
Каково же было удивление съемочной группы, когда однажды она застала Евгения Леонова за тем, что он, держа одного из тигров за морду, нацеловывал его в нос! А хищник смотрел на артиста с удивлением и некоторым ужасом. (Тигров иногда выпускали гулять по палубе – конечно, оставляя в тот момент артистов в каютах или за бронированным стеклом). Оказалось, что Леонов получил известие из дома о рождении сына, и был так счастлив, что хотел поделиться радостью со всеми, даже с тигром.
Немалых трудов стоило снять сцену, где тигры бросаются на запертого в клетке буфетчика. Но, когда включили камеры и выпустили тигров, хищники равнодушно обнюхали клетку и отправились дальше гулять по палубе. Тогда Леонову дали живого поросенка – и полосатых актеров словно прорвало: они стали кидаться на клетку, пытаться достать поросенка когтями, тот визжал, тигры рычали, пока Константиновский выстрелом в воздух не прекратил этот хаос. Сцена вышла отлично!
После успеха «Полосатого рейса» Леонов стал получать приглашения на главные роли. Многие фильмы с его участием вошли в «золотой фонд» советского кино: «Зигзаг удачи», «Большая перемена», «Афоня», «Джентльмены удачи», «Старший сын», «Белорусский вокзал», «Обыкновенное чудо», «Осенний марафон», «За спичками», «Кин-дза-дза».
Леонов очень любил свою работу, и, наверное, поэтому каждый его герой выходил таким ярким и уникальным. Про современных актеров, снимающихся в бесконечных однотипных сериалах, часто говорят: «Как надоели это одни и те же рожи!» Но про таких, как Евгений Леонов, сказать подобное невозможно: несмотря на узнаваемость благодаря своему голосу и внешности, этот талантливый артист был абсолютно неповторим в каждой роли. Даже в «Джентльменах удачи», где он играет сразу двоих людей, причем очень похожих внешне, Леонов создает два совершенно разных образа. Причем на съемочной площадке ему удавалось перевоплотиться почти мгновенно, а чтобы лучше вжиться в роль рецидивиста-Доцента, - Леонов посещал Бутырскую тюрьму, где в глазок наблюдал за заключенными.
Георгий Данелия отмечал, что Леонов был очень требователен к себе. Например, в «Афоне» герой Евгения Павловича – штукатур Коля – по сценарию является положительным: здраво рассуждает, мечтает о жизни людей в мире и согласии. Но Леонову его герой решительно не нравился, и артист только тогда успокоился, когда была отснята последняя для него сцена фильма «уход Коли домой».
Вот что рассказывает в мемуарах Данелия:
На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал:
– Смотри.
Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.
– Понял? – спросил он меня.
– Что?
– Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!
Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты – считал, что так образ объемнее.
В 1979 году Леонов получил премию за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале – это роль наглого алкаша – соседа Андрея Бузыкина в кинокартине «Осенний Марафон». Данелия не прогадал с выбором актера: почти все фразы, произнесенные героем Леонова в этом фильме, разошлись на народные цитаты.
Актеру доводилось работать и с Марком Захаровым в его постановке сказки-притчи «Обыкновенное чудо». Несмотря на напряженный график – всего десять дней перед предстоящей поездкой в Германию, так, что зачастую Леонову приходилось читать сцену прямо перед её съемкой, импровизировать, - он справился с ролью жестокого и одновременно сентиментального короля, обожающего свою дочь, - настолько хорошо, что после премьеры фильма в стране начали ходить слухи, будто Евгения Симонова – на самом деле дочь Евгения Леонова.
Евгений Павлович умел вписаться в любой образ. Иногда Леонов исполнял и драматические роли – например, роль подлого чатланина Уэфа, или - внезапно ставшего злым на весь свет Павла Васина (из фильма Г. Данелия «Слезы капали»), которому, как в сказке о Снежной королеве, попал в глаз осколок волшебного зеркала. Актеру прекрасно удался и образ серьезного следователя в детективе Г. Аронова «Длинное, длинное дело».
Невозможно не вспомнить и о работе Леонова в озвучивании мультфильмов: неповторимый голос артиста создал образ лучшего в мире медвежонка Винни-Пуха, а сказки «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе» и другие – в озвучке Евгения Павловича приобрели такую оригинальность, что стали любимыми для целых поколений маленьких зрителей прошлого века.
Я сама выросла на этих мультфильмах, и должна сказать, что никакие супер-спецэффекты современной мультипликации, никакие новинки про Винни-Пуха с применением всех возможностей компьютерной графики - не заменят этого милого медвежонка, поющего "В голове моей опилки - да, да, да!"
Печально, когда такие артисты уходят из жизни. Но еще печальнее – что на смену им не приходят новые таланты, которые могли бы так же радовать зрителя.
Благодарю за внимание! Если вам понравилась статья - поставьте лайк, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Всем добра!