Найти тему

Мама, я

Алина еще с первых секунд заявила мне:

"Хочу, чтобы вы рассказали о моей истории. Чтобы другие мамы знали, что бывает, когда... когда вот так".

"Вот так" в Алининой судьбе получилось следующее:

"Я с самого раннего детства уяснила, что за мамой нужно ухаживать. Она не была больна, не была инвалидом, просто... и папа, и все другие родственники, всегда говорили - посмотри, посмотри на маму, бедняжка, как она страдает ради тебя, маму надо защищать, маму надо беречь, мама живет ради тебя".

"Я выросла со стойким ощущением, что я должна. Мне 29 лет. И все 29 лет я словно служу своей матери. У мамы почти не было подруг, она всем делилась со мной. В том числе, их проблемами с отцом. Я не хотела это слышать и слушать. Но мама посвящала меня во все тонкости их отношений, то говорила, какой папа козел и дебил, то превозносила его до уровня бога. Это ужасно".

Алина не чувствует вины. Она в этой вине живет. Степень дискомфорта достигла такой степени, что девушке пришлось переехать в другой город - просто потому, что расстояние хоть как-то поддерживает иллюзию сепарации.

Такая проблема, к сожалению, не редкость. И там, где девочке важно получить маму, она получает кого угодно: подругу, критика, ребенка, но не маму.

Это происходит (чаще всего) из-за того, что сама мама не получила в детстве от своей матери должной ролевой модели. Ее мать могла быть отстраненной, холодной, чересчур завязанной на отце/отчиме/других мужчинах в принципе и т.д. В итоге, получив на руки собственного ребенка, мать не знает, что с ним делать - она хочет переиграть сценарий своей матери, однако, когда перед глазами нет достойной замены, что можно сделать?

"Моя мама со мной ничем не делилась, ничего мне не рассказывала" - говорила Алине ее мать, попутно открывая все секреты интимной жизни с отцом. В ее картине мира именно полнейшая "всеоткрытость" являлась ключом к дочко-мамским отношениям, ведь у нее самой было не так. Но для Алины это было дикостью и определенного рода страданием, травматизацией, поэтому со своими детьми она замыкалась совсем, повторяя уже сценарий своей бабушки.

С Алиной мы работали в течении месяца, этого хватило, чтобы проработать ее личные отношения с мамой. Как мы это делали:

  • работали с метафорическими картами. В первую очередь, со сценариями из детства и юношества Алины, ведь основной процент проблем девушки "сидел" именно там;
  • Алина добросовестно выполняла домашние задания - вела дневник с описанием чувств, эмоций, а также описывала каждый свой созвон с матерью;
  • подключали техники из когнитивно-поведенческой терапии: работали с мыслями, учились перестраивать уже имеющиеся шаблоны и установки. Это помогло Алине уяснить, что она - отдельный человек со своими интересами, желаниями и целями, она имеет право на свою самодостаточную жизнь.

Алина разрешила поделиться вот этим отрывком ее сообщения:

-2

Для любого человека мать играет ключевую роль. И рано или поздно, но эта роль возымеет свое действие в жизни человека. И вот каким будет это действие - зависит от множества факторов, от прошлого, от настоящего и даже от того будущего, которое конкретный человек желает.

Данная история размещена по просьбе и с согласия клиентки. Имена изменены.