Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Заход с невыпущенным шасси

Оглавление

Дмитрий Егин

Год 1981-82, точно не помню. 1-й курс. Л-29. Лагерный аэродром Погорелово. ЕВВАУЛ.

Лето. Дневная смена. Я вернулся после выполнения задания в зоне, осталось войти в круг и совершить посадку, что уже не являлось чем-то сложным. Весь полёт по кругу уже выучен вдоль и поперёк и доведён до автоматизма. При полёте по кругу получил запрос от РП указать своё местоположение. Ответил «31 на траверзе». Т.е. напротив вышки РП и соответственно в месте выпуска шасси. Что я соответственно и выполнил. Дальше всё на автомате, добавляю обороты, перед третьим разворотом закрылки на 15 градусов. Но понимаю, что всё происходит не так как должно быть. Скорость растёт. В голове появляется клин: «Если я всё делаю правильно, то что-то не так с указателем скорости». Еле вписался в четвёртый разворот. Состояние, когда всё идёт не так, а мозг даёт только одно решение «неисправен указатель скорости», ведь я всё делал правильно, автоматически. Нажимаю кнопку выпуска закрылков на 30 градусов. Но проконтролировать не успеваю. Борюсь с самолётом, который упорно не хочет снижаться. Поступает команда от РП уходить на второй круг. Я пытаюсь доложить, что у меня не работает указатель скорости. РП повторяет команду и добавляет, что у меня не выпущены шасси.

Внутри всё упало. Какой облом. Перед глазами всплыли лица инструктора, командира звена и т.д. Во время всех этих внутренних переживаний самолёт идёт в горизонте. Это всё несколько секунд. РП командует переводить в набор и на второй круг. Над полосой я проскочил на небольшой высоте 5-10м, мне потом говорили, но точно не помню. Самолёт на этой скорости сам стремился вверх, поэтому само управление не требовало большого внимания. Закрылки на этих скоростях автоматически не выпустились, я просто не успевал контролировать. Дальше всё прошло гладко, как и положено. Шасси, закрылки, глиссада, посадка.

После заруливания, на стоянке, техник мне рассказал, что ожидавшие свои самолёты техники решили, что прилетел какой-нибудь начальник и выёживается. Но он им объяснил, что это его борт (по номеру) и в самолёте находится курсант.

Долго не мог понять, как такое могло произойти. Где-то через год попался мне журнал «Авиация и Космонавтика». Там в одной статье было описано, наверное, пять посадок с невыпущенным шасси. Описание подробное и в некоторых случаях курьёзное. И в трёх из них описывалась ситуация, когда в момент выполнения действия лётчик отвечал на полученный запрос от РП, а само действие по этой причине было пропущено. В моём случае я получил от РП запрос на местоположение и так как я ответил «на траверзе», то это и была точка выпуска шасси. Поторопившись ответить на запрос РП я пропустил действие нажатия кнопки (левой рукой), но автоматически посчитал действие совершённым. Сбилась программа кнопка – контроль – лампочки, она оказалась пропущена, что и послужило развитию хреновой ситуации.

Может кому-то пригодится.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен