Найти в Дзене
Мария Тихонова

Дело об одном аресте

Дело об одном аресте

Если человека подозревают в совершении преступления, то органы предварительного расследования имеют право задержать лицо не более чем на 48 часов.

Задержание подозреваемого – это процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению с совершения преступления, которая заключается в кратковременном ограничении свободы с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС) с целью установить его причастность к совершению преступления.

48 часов это много или мало? Для лица, которого задерживают бесконечно много - обычного человека «выдергивают» из привычной среды, он помещается в незнакомое для него место, при чем не самое чистое, без возможности нормально принять пищу, без возможности связаться с близкими или покинуть данное место, не каждый справляется с таким испытанием, многие готовы подписать и сказать что угодно, только бы пойти домой.

А для следователя? Следствию необходимо за 48 часов найти доказательства причастности лица к преступлению, в случае необходимости избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, для этого необходимо готовить документы в суд, хлопотно.

Другое дело административный арест…. Когда лицу назначается наказание в виде административного ареста, то у следователя время практически не ограниченно, следователь при подобном раскладе спокойно, не торопясь набивает доказательственную базу, да и человек, подвергнутый административному аресту будет более сговорчивым.

На практике существует очень нехорошая тенденция со стороны органов предварительного следствия, а именно для получения форы во времени (оформление необходимых документов, сбор доказательственной базы) на лицо оформляется протокол о несуществующем административном правонарушении, например – нарушение общественного порядка, затем лицо вместе с другими бедолагами на утро направляется к дежурному судье, которой как конвейер рассматривает подобные дела, по сути не вникая в административный материал, да и «нарушитель», пребывая в шоковом состоянии не может дать внятных объяснений, суд назначает административный арест от трех до 15 суток и лицо помещается в спецприемник для административных задержанных.

Неплохо? С 48 часов у следствия увеличивается срок для предъявления обвинения и сбора необходимых доказательств!

В подобных случаях самое главное- не давать никаких показаний до того момента пока не встретитесь со своим адвокатом, требуйте предоставить возможность позвонить близким, обжалуйте протокол об административном правонарушении. Боритесь!

В моей практике был подобный случай, когда человека задержали якобы за совершение административного правонарушения и ему назначили административное наказание в виде административного ареста срок на сутки, как следователь в приватной беседе пояснил моему доверителю- подумать и согласиться на сотрудничество со следствием.

Я и родственники моего Доверителя тщетно пытались узнать в каком РОВД находится мой Доверитель и самое главное на каком основании он туда доставлен, на утро нам стало известно, что его повезли в суд для рассмотрения административного материала. Не теряя времени, мы обжаловали данное постановление, апелляционная инстанция протокол об административном правонарушении, да и само наказание признал незаконным и необоснованным.

Я предложила своему Доверителю на этом не останавливаться и взыскать с правоохранительных органов компенсацию морального вреда и иные расходы, понесенные им в результате незаконного ареста.

В соответствии с частью 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Часть 2 статьи 1070 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 года № 1-П, положения пункта 2 статьи
1070 ГК РФ в его конституционно-правовом смысле выявленном в Постановлении, и во взаимосвязи со статьей 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, - если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением (по вопросам применения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ см также Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2011 № 43-О, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности являются конституционной обязанностью государства (статья 2 Конституции РФ). Как следует из взаимосвязанных положений статей 10. 17 (части 1 и 2) и 18 Конституции РФ, этой обязанностью обусловлена деятельность органов государственной власти, в том числе и судом, призванным гарантировать неотъемлемость и не отчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина.

В силу статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Действия органов власти и должностных лиц имеют форму административных актов и должны осуществляться в пределах соответственно их компетенции или должностных полномочий. Действия, выходящие за указанные пределы, признаются незаконными. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того де рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15). Убытки - комплексное понятие, включающее в себя два элемента: реальный ущерб и упущенную выгоду. Реальный ущерб - это утрата имущества или повреждение имущества, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести на его восстановление (это любые накладные и иные расходы, непосредственно вызванные нарушением права, например, транспортные, экспертные, судебные и т.п., в том числе «будущие» расходы, например, на регистрацию права собственности на приобретенное взамен утраченного недвижимого имущества или расход в связи с постановкой на технический учет). Истец обязан в суде привести доказательства реального ущерба.

Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Приказом Минфина России от 12 февраля 1998 года № 26 на управление федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам (кроме республики Татарстан), краям, областям, автономным областям, округам и города Санкт-Петербурга возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации каждому управлению казначейства.

Таким образом, мой доверитель не только оспорил незаконный административный арест, но и смог получить достойную компенсацию морального вреда за незаконные действия сотрудников правоохранительных органов.

Берегите своих родных и близких, ваш адвокат Тихонова М.Н.

Дело № 2-4423/2011 от 05 декабря 2011 г.