Почти 197 лет отделяет нас от восстания декабристов (26.12.1825г.).
Оно провалилось, началось следствие, после которого члены тайных обществ были арестованы и посажены в крепость. 121 декабрист был приговорен к ссылке в Сибирь. Так началась сибирская эпоха, которая для большинства продолжалась несколько десятилетий.
За декабристами велся особый надзор.
Каждый день они спускались в глубокую шахту, добывали руду и выносили на поверхность. Работа в кандалах, сильные сибирские морозы, плохое питание, отсутствие теплой одежды – все это не лучшим образом влияло на здоровье осужденных.
В ледяные глубины России вслед за государственными преступниками отправились их жены.
Мария Волконская (1805-1863)
Она была самой молодой из жен декабристов. Родилась в семье генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.
Получила домашнее образование, свободно говорила на французском и английском языках, играла на фортепиано, пела, обладала прекрасным голосом. С семьей Раевских дружил А.С. Пушкин, он посвятил Марии стихотворения «Таврида», «Буря».
Князь Сергей Волконский был очарован обаянием девушки и стал ее мужем, когда ему было 37 лет, а Марии — 19.
В конце 1825 года она жила в имении родителей, ожидая ребенка, и не знала о событиях на Сенатской площади, не знала об участии супруга в тайном обществе. 2 января у них родился сын, а 7 января Волконский был арестован. Его арест, а также арест ее братьев Александра и Николая и дяди Василия Львовича Давыдова, от Марии долго скрывали.
Оправившись после родов, она поехала в Петербург, чтобы увидеться с мужем. После оглашения приговора декабристам приняла решение следовать за мужем. В 1825 году Марии Николаевне Волконской исполнилось 20 лет. Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского, красавица, воспетая Пушкиным, жена князя генерал-майора Волконского. И вдруг крутой поворот судьбы.
С.Г.Волконский
Ее отговаривали все родные, отец дал согласие на развод с Волконским, но все было тщетно.
22 декабря княгиня Волконская выезжает к мужу в Сибирь. День и ночь мчалась кибитка, не останавливаемая на ночлег и на обед. Мария Николаевна довольствовалась куском хлеба и стаканчиком чая. И так почти два месяца. Вместе с Трубецкой она поселилась в крестьянском доме. Помещение было настолько тесным, что голова упиралась в стенку, а ноги приходилось поджимать. Встречи с мужем разрешались два раза в неделю, и Волконская, увидев своего Сергея в цепях, бросилась перед ним на колени и «раньше, чем мужа обнять, оковы к губам приложила…»
Она, как и Екатерина Трубецкая, помогала своему мужу, а также другим декабристам, чем только могла: готовила пищу, чинила белье, поддерживала связь с родственниками, писала письма. Их очень уважали местные жители, они создали вокруг себя атмосферу доброжелательности и уюта, их поведение отличалось отсутствием высокомерия. Они помогали деньгами и одеждой даже беглым.
Все, что получали от родственников, распределялось поровну между всеми, они жили там одной семьей.
1828-1829 годы были для Марии годами потерь: умерли сын Николенька, отец и дочь Софья.
Когда осужденных перевели в Петровский Завод, женам разрешили поселиться вместе с мужьями в тюрьме. У каждого осужденного была своя комната, которую жены старались украсить по-домашнему.
А через некоторое время всем семейным декабристам разрешили поселиться вне тюрьмы, и их жизнь стала постепенно налаживаться.
У Волконских рождаются дети Михаил и Нелли.
В 1835 году Волконского освобождают от каторжных работ, и семья уезжает на поселение в село Урик, недалеко от Иркутска, а позже Мария с детьми переезжают в Иркутск. Через год получил разрешение и Волконский. Их дом становится первым салоном в городе, где проводятся музыкальные и литературные вечера.
В год коронования Александра II приходит известие об амнистии декабристов. Из 120 человек возвращаются только 15. В их числе семья Волконских. Их сыну Михаилу возвращают княжеский титул.
Но Мария уже тяжело болела, несмотря на лечение за границей, и в 1863 году она умерла. Сергей Волконский пережил ее на два года. Его похоронили согласно завещанию «в ногах у жены», в селе Воронки под Черниговом.
Екатерина Трубецкая (1800-1854)
Дочь французского эмигранта, члена главного управления училищ, управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел. Екатерина получила прекрасное образование, долго жила в Европе.
Семья была известной в Петербурге не только богатством, но и своим культурным уровнем: Лавали собрали большую художественную коллекцию, античные статуи, греческие вазы, фарфоровую посуду, домашнюю библиотеку. В их доме собирался весь петербургский свет во главе с императором Александром I, здесь читали новые произведения Грибоедов, Вяземский, Пушкин.
Екатерина была невысокой, полноватой и очень обаятельной с прекрасным голосом.
С.Г.Трубецкой
С Сергеем Трубецким познакомились в Париже. Трубецкой был на десять лет старше ее. Он был знатен, богат, умен, образован, прошел войну с Наполеоном, дослужился до полковника. Одно омрачало их брак – отсутствие детей.
Екатерина знала об участии мужа в тайном обществе, при ней открыто велись разговоры о необходимости переустройства общества. Но для нее был неприемлем терроризм и насильственные действия, она говорила: «Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас и сложите головы свои на плахе».
Екатерина Трубецкая первой отправляется вслед за мужем-каторжником в путь. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна. В Иркутске губернатор запугивает ее, требует письменного отречения от всех прав, и Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками, и та соглашается.
Она первая из жен декабристов добилась разрешения отправиться за мужем в ссылку. «Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя. Я все готова снести с тобою, не буду жалеть ни о чем, когда буду с тобой вместе. Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Мне, друг мой, все будет легко переносить с тобой вместе, что как бы худо нам ни было, от глубины души буду жребий свой благословлять, если буду я с тобою». (Из письма мужу в Петропавловскую крепость).
Ее будущее не страшило, она спокойно прощалась со всеми благами светскими, она готова была разделить судьбу мужа. Родители поддержали ее.
На следующий день после отправки Трубецкого на каторгу в Сибирь выехала и она.
В сентябре 1826 года она прибыла в Иркутск, но мужа с партией ссыльных уже отправили в Нерчинский рудник, о чем она не знала. Пять месяцев она была в Иркутске, туда же приехала и Мария Волконская. Только в феврале 1827 года состоялась встреча Екатерины и Сергея Трубецкого в Благодатском руднике. Через щель в тюремном заборе Трубецкая увидела своего князя в кандалах, худого, измученного, заросшего бородой, в оборванном тулупчике, и лишилась чувств.
Трубецкие поселились в покосившейся хибаре с дымящей печкой за 3 рубля 50 коп. Просыпаясь утром, они с трудом поднимали головы, так как волосы примерзали к бревнам.
Первые месяцы в Благодатском руднике были самыми тяжелыми. Каково было выросшей в роскоши во дворце девушке самой топить печь, носить воду, стирать белье, готовить пищу, штопать одежду. Она отдала заключенным все свои теплые вещи, а сама ходила в истрепанных башмаках и обморозила ноги.
В сентябре 1827 года декабристов перевели в Читу, где условия значительно облегчились. Для жен декабристов выстроили целую улицу деревянных домиков и назвали ее Дамской, а в 1829 г. декабристам разрешили снять кандалы. В Чите у Трубецких появился первый ребенок — дочь Александра. Это было настоящим чудом после девяти лет бездетного брака. А затем дети стали появляться один за другим. В конце 1839 года по отбытии срока каторги Трубецкой вышел на поселение в маленькое бурятское село Оек.
Там князь познакомился с крестьянами и их бытом, начал заниматься сельским хозяйством, садоводством, охотой; вел дневник наблюдений за птицами и природными явлениями, участвовал в разработке золотоносных приисков. А Екатерина Ивановна обучала детей грамоте, языкам, музыке, пению.
В 1845 году Трубецким разрешили поселиться в Иркутске, где их дом стал известен всем обездоленным.
Екатерина Ивановна всегда оказывала помощь бедным крестьянам, не жалела пожертвований для церкви. Все окрестное население шло к ней за лекарствами, которые она получала из Петербурга и раздавала больным. До амнистии Трубецкая не дожила двух лет, она умерла в 1854 году от рака легких. На похороны пришел весь город – от бедноты до генерал-губернатора. Похоронили Екатерину в ограде Знаменского монастыря рядом с умершими детьми.
Князь очень переживал, перестал бывать в обществе, а после амнистии — не хотел уезжать из Иркутска, но его уговорили сделать это ради сына, которому было 13 лет и которому необходимо было дать хорошее образование. Перед отъездом он долго рыдал на могиле жены.
В декабре 2019 года на экраны вышел российский военно-исторический художественный фильм «Союз спасения» (режиссер Андрей Кравчук), повествующий о восстании декабристов 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Эта кинокартина разбудила сердца и души людей, заставила зрителей вместе с героями переживать события того времени.
Нинель Белоусова, эксперт редакционных проектов, любитель декабризма и блогер тоже не смогла остаться в стороне и поделилась с читателями «Шахтинских известий» одной из своих публикаций о женах декабристов и подвиге этих благородных женщин, имена которых навсегда вошли в историю России.
Подготовлено по материалам сайтов: https://zhiznteatr.mirtesen.ru, https://www.liveinternet.ru. Фото из личного архива Н.Белоусовой
Как декабристка!
Сегодня приходится слышать выражение «как жена декабриста». Что оно означает?
— В русском языке устоялось выражение «жена декабриста», или «декабристка». Сегодня мы называем так женщин, которые способны на самоотверженные поступки ради своих любимых. Чаще всего, конечно, на переезд в какое-нибудь далекое глухое место в связи с новым назначением супруга, например. В широком же смысле жена декабриста — верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его. Интересно, что современные словари фразеологизмов и крылатых выражений редко включают это словосочетание в число анализируемых. Видимо, смысл его считается совершенно прозрачным.