Найти тему
17,2K подписчиков

История о домашней библиотеке потомственного книголюба

2,1K прочитали

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек

О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.

Зовут меня Дмитрий и я студент выпускного курса Университета Жизни, осталось выпускную работу подготовить, тезу по-нынешнему, то есть мне уже 67-ой.

Ходить я конечно же начал раньше чем читать, но и чтение полюбил достаточно рано. Первое мое самостоятельное прочтение “Это книжечка моя про маяк и про моря” В. Маяковского. Старшая сестра перед школой осваивала чтение и я пристрастился. Прочел это творение Маяковского и ощутил что что-то важное свершилось в моей жизни, отныне

“ Не надо бабушку трясти:

Прочти, пожалуйста,

Прочти!

...

...

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать!” (В.Берестов)

Чтение. Разве что умение плавать может с ним сравниться.

Книжек в доме было много. Может быть из-за того что папин дедушка был переплетчик. А у бабушки ( по маминой линии) тетя издавала детский журнал “Родник”, а прадед (бабушкин папа) хоть и был подполковник преподавал литературу в кадетском корпусе. Бабушка с тетей , та наверное хотела бизнес продвинуть, как-то у Л.Н.Толстого побывали, бабушке, по ее словам, удалось поерзать на коленях Великого Писателя и получить в подарок кольцо для салфеток. Вот это:

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.

Правда это или нет? Не знаю, в дневниках Л.Н.Толстого о визите тети, Сысоевой, есть упоминание, но о бабушке ни слова. Наверное из-за ее возрастной малозначительности.

О журнале “Родник” в конце 20-х - начале 30-х прошлого века С.Я. Маршак отозвался как о вещи не просто не нужной, но вредной. По тем временам, ну, сами понимаете... Есть это в его ПСС, храню его бережно, но не помню точно в каком томе.

А в перестроечные времена в нашем городе был книжный аукцион устроен и один из лотов был экземпляр журнала “Родник”. Пошли мы с папой и купили его. Кажется других претендентов на этот лот не было.

Книжек дома было достаточно для удовлетворения моего любопытства. Хотя особых раритетов не было. Запомнилась подшивка за несколько лет журнала “Нива” конца 20-х , где печаталось собрание сочинений Л.Н. Толстого (возможно без писем и дневника – не помню) , еще какие-то собрания сочинений, но уже не помню. Был К. Паустовский. Его “Черным морем” я потом зачитывался! Маяковский -красные томики ПСС, бережно храню. С.Я Маршак, М.Лермонтов ,А.С . Пушкин хоть и не академическое издание. Как и у многих в те года.

Были “Приключения Незнайки”-любимейшая книга раннего детства, “Волшебник Изумрудного Города”. Появившиеся вскоре продолжения как Незнайки, так и Волшебника не произвели уже такого впечатления. “Урфин Джюс...” впрочем был ничего!

В третьем классе сестре в школе на Новый год подарили книгу “Пещерный лев” Ж.Рони. Перечитывал много раз!

Потом семья перебралась резко в другую часть страны с высокогорью к теплому морю, были на то причины медицинского характера( или гениальное предвидение родителей? Через 20 с небольшим лет жить там стало невозможно) ,большую часть библиотеки раздали друзьям и родственникам.

Мне 8 лет, я вполне себе читатель и уже с этого времени считаю себя членом семейной библиотеки. Какой-то знакомый (или дальний родственник?) моей бабушки, ленинградский художник, покидая этот мир перевел ей подписку на Библиотеку Всемирной Литературы. Получая эти книги раз в месяц по мере выхода а магазине подписных изданий , я стал понимать что такое настоящая литература.

60-е, 70-е и 80-е до середины были отмечены повышенным спросом на книги и никаким предложением. Кое-кто это еще помнит. Пополнять личную библиотеку было нелегко, но она все равно росла и росла. Папа и мама, школьные учителя , кроме всего прочего и профессиональную часть библиотеки по физике расширяли, и я подросши и подучившись стал подбирать книги и по профессиональным интересам тоже. Всегда всего много выписывалось, что было возможно, и из периодики и научно- популярной. Подборка номеров “Кванта” пополнялась с момента его появления. “Новое в жизни, науке и технике. Серия Математика. Кибернетика” это уже выписывалось для меня, а позднее мною. Помогли мне эти брошюры.

В классе 8-ом прочел книжку про Гражданскую войну ”Железный поток”, потом чуть позже о тех же временах еще одну “Тихий Дон”. Обе понравились, но мне показалось что они как-то связаны и даже похоже написаны. Мне это было все равно, но это первое впечатление как-то запомнилось. Почему на это обращаю внимание, потому что прошло некоторое время и до нашей культурной провинции доползли слухи о неавторстве М.Шолохова. Волну эту разгонял А.Солженицын, но наверное не он один.

Упомянул об этом потому, что со временем мне это стало интересно. Я очень уважаю и люблю М. Шолохова, за одну его помощь писателю А. Платонову – почет и уважение! Но слежу за развитием событий. И как я был поражен версией филолога Назарова ( ныне израильского гражданина Бар-Селы) пусть и достаточно анекдотичной об авторстве Серафимовича. Он кстати был официальным редактором первых изданий “Тихого Дона”.

Но надо проверить самому, что я и пытаюсь проделать в свободное время, по крайнем мере, проверить гипотезу о лингвистико-статистической однородности этих текстов. Были бы тексты английские, то формально было бы легче. Флективность русского языка (изменения слов по падежам, временам, склонениям и прочие суффиксы и приставки) задачу отнюдь не облегчает. Простая метрика частоты появления слов в тексте возможно не очень убедительна. Биграммные, триграмные модели и пр. тоже опробую. Еще бы это связать с количеством информации по Колмогорову. Впрочем я отвлекся. Да и ленюсь, когда есть время, а вот сейчас по ряду причин нет свободного времени.

В середине 60-х папа заказал экслибрис для нашей библиотеки. В те времена это было не просто. Потребовались разрешения, цензоры и пр. Но вот уже больше 50-ти лет этому штампику.

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-2
Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-3

Мой двоюродный дядя дипломную работу в Киргизском университете писал по творчеству И.Бабеля. И даже подарил нам “Конармию и одесские рассказы “. выпущенные в уже не помню каком уездном городе Казахстана. С тех пор Бабель для меня один из величайших писателей.

Кстати, с середины 80-х регулярно подписывался на среднеазиатские издания “Литературный Киргизстан” и “Литературный узбекистан”, кажется так они назывались. Почти в каждом номере был зарубежный детектив или проза.

Сдавая макулатуру, можно было пополнить свою библиотеку. К сожалению, в наших краях это находилось в зачаточном состоянии в отличие от Москвы, Киева, мои тети в этих городах пополняли свои домашние библиотеки весьма интенсивно.

Подписка на периодику была ограничена доступна широким массам, но оказалось что придя в отделение Союзпечати и подписавшись на несколько главных газет можно было впридачу получить “Новый Мир”, “Иностранную Литературу”, “Студенческий Меридиан”, “Ровесник”. Из “НМ” так особенно ничего интересного не запомнилось. Хотя кажется там публиковался впервые в Союзе “Доктор Живаго”. Прочел, да, это великая литература, но не мое. Больше не перечитывал. А вот “ИЛ” откровенно радовала, тогда ее возглавляла дочка А.Н. Косыгина, Гвишиани-Косыгина, и почитать было что. В течение целого года печатался Джойсовский “Улисс”. В каждом номере по главе или чуть больше. Читать было нелегко, по сути это была новая литература, которая благодаря переводчикам Хикнису и Хоружему стала нам доступна. Папа переплел эти главы в отдельные книжки. Через более чем 20 лет мы заменили их на хорошее издание.

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-4

Мною очень уважаемый филолог А.Асцватуров, люблю слушать его аудио и видеолекции, благодаря ему я познакомился с “Бесплодной землей” Т.Эллиота, говорит что издание “Улисса” в “ИЛ” привело к массовому отказу от подписок на журнал в том году. Свидетельствую что такого явления не наблюдалось!

Книгу эту, “Улисса”, мы с женой по нескольку раз перечитали.

В “ИЛ” публиковали Сартра, “Книгу Царя Давида..” С.Хайма (очень рекомендую!) , да и не перечесть всего. В одном из летних номеров опубликовали “Челюсти” П.Бенчли. Прочитал, понравилось. Пошел на пляж. Там спасатели что-то по громкой связи объявляют. Тут моя фантазия разыгралась и вообразил что бы было , если бы они первую главу Челюстей начали транслировать. Наверное ни одного человека в воде бы не осталось :)

Наступили 90-е годы. Поупражнявшись в выживании решили поменять Черное море на Средиземное. С нами поехали, много ведь не утащишь, Пушкин, Чехов, ну как без них? Бабель, изданный томик стихов А.Галича и что-то еще. Чуть пообжившись, обнаружили что библиотека начала самовоспроизводиться. Друзья поехавшие дальше за океан оставили Бунина, Паустовского, Куприна. Книги закупались и в магазинах и в интернете. И стало их много. В 10-х годах съездил на Родину и самые дорогие сердцу книгипереслал по новому своему адресу. Недешево, но как без них?

Остальное раздал. Теперь уже я являюсь хранителем этой книги , которую 70 лет назад подарили моей маме.

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-5

К книгам на русском стали добавляться книги на иврите.

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-6

О поэте Давиде Авидане я узнал из “ИЛ” не, где с подачи А. Вознесенского были напечатаны переводы. Не знаток и не любитель поэзии, но что-то меня заинтересовало. Авидан был как бы конкурентом Бродского на получение Нобелевской премии, но не получил ее. И жизнь его закончилась трагически, когда банк за неуплату ипотеки выкинул его на улицу... Изданный посмертно 4-х томник наличиствует в моей библиотеке. Как и “Темные аллеи” И.Бунина, переведенные на иврит. В общем книг опять стало много и даже очень.

Другой технологический уклад, цифровой, вступил в нашу жизнь. И начал я переходить на безбумажные носители информации , как ратовал в конце 70-х светлой памяти академик В.М. Глушков.

Передали мы большинство книг в дома престарелых. Оставили самые-самые, без которых ну просто мы не можем .

Читать книгу и читать электронный файл это я согласен вещи немного разные. Но надо быть по настоящему “зелеными”, лучше немножко менее интенсивно леса вырубать.

Я приветствую Флибусту – Книжное братство, хотя периодически вопросы о ее законности всплывают и приходится добираться до нее через “луковый” интернет.

Пусть все будет доступно как в библиотеках, пусть за это придется расплачиваться закрывая окошки всплывающей к месту и не к месту таргетированной рекламы.

Но все равно еще докуплю и романы Платонова, и Сервантеса, который оказался утеряным в моей БВЛ .

Профессионально-ориентированная часть моей библиотеки лежит в больших пластмассовых ящиках. Греет душу, но зачастую быстрее и проще доступ в интернете. Но вот эту книгу например 1967 года я в своей библиотеке буду держать как память :)

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-7

Да еще книги написанные друзьями с авторскими автографами. Вот некоторые:

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-8

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  О своей домашней библиотеке увлекательно расскажет Дмитрий (канал «Былое без думы»), передаю ему слово.-9

Не удержусь от рейтинга любимых книг

  1. Джойс “Улисс”
  2. Пруст “ В поисках утраченного времени”
  3. Маркес “100 лет одиночества”, “Любовь во время холеры”
  4. Бунин “Темные аллеи”
  5. Платонов “Котлован”, “Чевенгур”
  6. Петроний “Сатирикон”
  7. Достоевский “Бесы”, “Записки из подполья”
  8. Гомер “Илиада”
  9. С. Гейм “Книга Царя Давида”
  10. Бабель “Конармия. Одесские рассказы” и примкнувший к ним “Сад ветвящихся тропок” Борхеса

(В зависиомсти от времени суток и погоды списое может изменяться:) Спасибо! Всем только хороших вестей!

Спасибо большое Дмитрию (канал «Былое без думы») за рассказ. Впечатлил экслибрис! Вообще судьбы библиотек оказывается так многообразны, порой их тоже мотает по миру. Им не чужды расставания и воссоединения с хозяевами. Очень увлекательно.

Другие истории домашних библиотек можно посмотреть по тегу #клуб любителей домашних библиотек или в подборке канала «Истории домашних библиотек».

Приглашаю владельцев домашних библиотек поучаствовать в рубрике! С удовольствием направлю вам вопросы о вашей домашней библиотеке.

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на КАНАЛ ❤️