Когда вспоминаю, где началась моя любовь к истории и родилось восхищение красотой русской природы, память возвращает меня в село Матрено-Гезово Алексеевского района Белгородской области.
Здесь прошло моё детство.
Дорога от дедушкиного дома до разрушенного сельского храма тогда казалась путешествием.
Величественные руины церкви и лики святых вызывали трепет.
Здесь на стенах и вратах храма сохранились следы Великой Отечественной войны, следы от пуль и надписи немецких солдат.
В детстве мы с братом изучили каждый кирпичик этих руин, пытались найти какой-нибудь артефакт.
И мы нашли.
Нет, не старинную икону или предметы церковной утвари.
Мы нашли здесь место силы, пропитанное историей и русским духом, нашли истинный патриотизм и чувство неподдельного восторга от красоты родной земли.
Из истории храма.
Ранее эти руины были Преображенской церковью в селе Матрено-Гезово.
Каменный храм величественной архитектуры стоит на гористой местности, что придавало ему особенную грандиозность.
До сих пор его видно издалека.
Строительство храма началось в 1829 г.
В 1840 г. храм был готов и освящён.
В нем было три престола: главный – в честь Преображения Господня, в приделах: св. муч. Софии и ее дочерей и св. жен – мироносиц.
Этот храм выстроен вместо прежде бывшей деревянной церкви. В 1798 г. 3 февраля, по просьбе помещика графа Николая Петровича Шереметьева Воронежским епископ Мефодием выдал храмозданная грамота на постройку в слободе Матрене Гезовой деревянной однопрестольной в честь Преображения Господня церкви. Её освятили 16 августа 1800 г. соборным ключарем священником Григорием Болховитиновым.
Прихожан в церкви было 1870 душ.
Из истории села.
Название слободы Гезова пошло от первого поселенца малоросса Геза, а Матрена, по одним сведениям, от второй жительницы этой слободы, солдатки Матрены, по другим – от Матрены, содержавшей разбойничью артель.
Слобода была значительной и главной в вотчине графа Шереметьева, в ней с первого населения построили церковь. К этой церкви принадлежало до 20 хуторов.
Со времени постройки церкви в слободе было по три священника, а затем по два.
О протоиерее этой церкви Трофиме Мизецком, бывшем полковом священнике, рассказывают, что он при крещении детей давал имена мальчикам Трофим, а девочкам София в честь своей жены, вследствие чего родители детей, которых он крестил, знали, какими именами назовут их детей.
Вероятно, при этом протоиерее в 1840 г. устроили придел в честь св. Софии и трех ее дочерей.
Через сорок лет построили каменную.
Как писали в «Воронежских епархиальных ведомостях» того времени, эта церковь «редкая в округе по своему объему и величине: нагорное место, где она расположилась, придает ей особенную, грандиозную величавость. Она имеет три престола — в честь Преображения Господня, во имя Святой мученицы Софии, Святых Жен-Мироносиц».
В годы гонений на Церковь храм был частично разобран.
Кирпич использовался для строительства сельского клуба, различных хозяйственных построек и домов сельчан.
Я вспоминаю истории сторожил села о том, что кто-то брал даже надгробия с церковного кладбища для закладки фундамента домов.
Сейчас возведён новый храм в центре села. Произошло это относительно недавно.
Эксперты пришли к выводу, что старый храм восстановлению не подлежит.
Мне не удалось найти фото храма до разрушения, но в детстве я видела единственное сохранившееся изображение. Грандиозность этой церкви впечатляла даже по нынешним меркам.
По сей день мимо её руин под шум ветра стремительно летит время, а у его подножия меняются людские судьбы.
#россия #белгородскаяобласть #храм #путешествияпороссии #история #родина #патриотизм #воспоминанияиздетства #церковь #забытаяроссия