Найти в Дзене
Олежек

Белорусская отдельная идеология

Пытаясь понять ситуацию вокруг и внутри Беларуси россиянину надо прежде всего понять одну простую вещь: белорусское общество весьма и весьма идеологизировано. Там не было никакого перерыва в идеологизации, как у нас в «святые девяностые».

Идеологическое давление в белорусском обществе было всегда. В области идеологии работа шла постоянно. И в этом разница. Нужно ещё учесть, что белорусское общество всегда было весьма однородно и централизованно. В отличие от Украины языковых, культурных и региональных различий тут не было изначально.

И по крайней мере все три десятилетия правления Лукашенко работали идеологи, работали весьма чётко и весьма конкретно.

В России с течением времени уже как-то подзабыли, а что такое жизнь в запредельно идеологизированном обществе, многие этого просто не понимают. Так вот как раз весьма и весьма яркий пример как раз такого общества — Беларусь. Стоит изучить, стоит посмотреть. Там не «всё как у нас», и там не всё «просто и здорово».

У той самой лукашенковской политической системы существует очень мощная идеологическая база. Просто представители Беларуси не очень любят нам об этом рассказывать. Да и зачем? Зачем россиянам знать лишнее о политическом устройстве «лучшего и самого последнего союзника».

rf-smi.ru
rf-smi.ru

А, собственно говоря, что такое эта самая «идеологическая система»? Ну, это своего рода программное обеспечение, загружаемое в общество и создающее определённые коридоры восприятия и действия. Это хорошо, это плохо, так делать надо, так не надо… и так далее.

Как это ни обидно звучит к человекам по-настоящему разумным можно отнести только весьма незначительную часть народонаселения, все остальные используют в повседневной деятельности чужие оценки и мысли.

Это не хорошо и не плохо, это жизнь. Именно поэтому, кстати, белорусы обычно столь болезненно переживают «вторжение» в их «личное пространство», то есть попытки со стороны россиян что-то там обсуждать и изучать в белорусском обществе.

Если ты не вырос вот в этом «идеологическом поле», не впитал эти самые «правила игры» с младых ногтей, то потом ты уже ничего и никогда не поймёшь. На этом надо вырасти. Там не «всё как у нас». Далеко не так.

Александр Лукашенко абсолютно ничего не добился в экономике, кроме сжигания десятков миллиардов долларов российских дотаций, современную армию, например, ему создать тоже не удалось, сложно вспомнить о каких-то там достижениях «независимой Беларуси» в науке и технике, зато на поле идеологическом он оказался весьма силён.

Формирование идеологического поля и промывка мозгов белорусов шла непрерывно все эти годы. У нас в России существует определённая (опасная) иллюзия, что если человек говорит по-русски, то с ним всё за пять минут можно порешать. Опасная иллюзия. Особенно эта иллюзия действует в отношении украинцев и белорусов.

Сам по себе язык ещё ничего не означает. Взрыв русофобии и национализма на Украине произошёл в условиях, когда главным языком для большинства «майдаунов» был… русский. То есть он был, но сам по себе ничего не решал. Если что, то нацисты из запрещённого в России «Азова», сдавшись в плен в Мариуполе обнаружили весьма годные знания русского языка. Несмотря ни на что.

Пора понять, что человек может не говорить по-русски и… быть на нашей стороне и наоборот — говорить только по-русски и быть украинским нацистом или бойцом нацбата «Кастусь Калиновский».

Поэтому дружбу с Беларусью надо было начинать не с экономики, а именно с идеологии. А вот тут у нас как раз наблюдается определённый «затык». Понимаете, вот даже такая «мелочь», как отказ (демонстративный!) Лукашенко от георгиевской ленточки — это совсем не мелочь.

И даже «Бессмертный полк» — везде можно (до последних событий) и даже в США можно (!), а в Беларуси нельзя. У них «Беларусь помнит» и «Марш поколений», то есть как бы отдельно. А «Бессмертный полк» — нет, нельзя… Странная дружба, вы не находите?

То есть пока мы остаёмся на экономической делянке — всё относительно неплохо. Вернее, мы ещё что-то можем обсуждать. Ещё вернее — мы можем обсуждать экономические запросы белорусской стороны. Как только мы переходим в сферу политики, мы внезапно обнаруживаем, что Беларусь — это абсолютно независимое государство.

А как только мы пытаемся (только пытаемся!) перейти в сферу идеологии — тут сразу начинаются скандалы. Там уже все места «давно заняты» и идеология «Русского мира» воспринимается весьма враждебно.

Ещё раз: когда делалась «смелая попытка» подписать 31 карту по интеграции переговоры шли больше года и непонятно чем закончились.

С идеологией всё гораздо хуже. Не зря ведь американцы прежде всего навязывают свою идеологию своим «союзникам». Ты должен думать точно так же как американец и никак иначе, не просто соглашаться, а думать один в один.

Так вот как раз сегодня у белорусов имеется вполне себе «своя» идеология, а, следовательно, своё политическое мышление и своя оценка ситуации. Не то чтобы это плохо… просто в каждой сложной ситуации (Ю.Осетия -2008/Донбасс-2014) белорусы почему-то оказывались не на нашей стороне, а на стороне противоположной.

И никакого «напряга» в «братском государстве» это не вызывало. Дескать, а что тут такого? Всё же нормально? То есть понимаете — это не отдельные «неправильные» решения. Это отдельная от России, чужая идеология. В которой вот все эти действия выглядят вполне логичными.

И спорить тут достаточно бесполезно. Это как две разные геометрии (Евклидова и Римана или Римана и Лобачевского), то что верно в одной идеологии — абсолютно не верно в другой.

Системы уже разные.

Заметьте, в ходе многочисленных военных конфликтов последних десятилетий белорусы не то что своих солдат не посылали на помощь русским братьям (а ведь не посылали!), они и врачей не посылали, и медикаменты не посылали, и прекрасно себя чувствовали!

Они в домике!

У них всё хорошо, правильно и здорово! А проблемы русских — это проблемы только и исключительно русских. Заметьте, сотни тысяч белорусов работают в России, но после начала «спецоперации» они не провели ни одной пророссийской демонстрации, и гуманитарку для ВС РФ они не собирают и собирать не собираются.

Это не потому что они «плохие», просто у них уже «своя», отдельная идеология. И в рамках этой идеологии всё это логично, здорово и правильно.

Знаете, у нас как-то после 91-го все здорово помешались на деньгах, уверовали в их «волшебную силу» и стали буквально все вопросы решать только и исключительно «экономически», дескать рыночек всё порешает.

Как выяснилось мы одни оказались «такие умные» нигде, никак и ничто рыночек не порешал. Ни в отношении с СНГ, ни в отношении с Европой, удивительно, да?

Вы таки знаете, что самое смешное? Украина недавно ввела визы для российских граждан (вроде как Зеленский озвучил), хотя мужчинам обороноспособного возраста и ранее был запрещён въезд на территорию «евродержавы».

А вот у нас, в России, несмотря ни на что до последнего сохраняли для украинцев безвизовый режим. Экономически хотели заманить? Интересное решение.

То же самое можно наблюдать в случае белорусов: все те экономические преференции, которые Россия предоставила за последние 30 лет РБ никакого идеологического значения не имели. Белорусы их использовали и продолжали разгонять идеологию «литвинства».

Всё это «экономическое сотрудничество» при идеологическом расхождении за время правления Лукашенко привело к той сказочной ситуации, что мы имеем вполне себе «западных соседей» в Полесье, которые активно интересуются «совместным прошлым в рамках СССР» в разрезе «общих нефтяных месторождений», при очень разном уже отношении даже к теме Великой Отечественной, не говоря уже о современной политике.

И конфликты при обсуждении «современной политики» идут далеко не от разницы во мнениях, а именно из разницы в идеологиях.

Кстати да, ещё и ещё раз хочется передать пламенный привет «большим геостратегам» из Москвы, которые считают Белоруссию «нашей».

Во-первых, нашей она остаётся только и исключительно в рамках получения дотаций. Во-вторых, не Белоруссия, а Беларусь. В-третьих, белорусская молодёжь все годы интеграции активно получала «карты поляка», а белорусский КГБ на это закрывал глаза. В-четвёртых, все попытки разместить российские военные объекты в «своей» зоне влияния в РБ заканчивались громкими скандалами… Ну и так далее.

И опять же таки — проблема не в отдельных «неправильных решениях», проблема именно в отдельной идеологии.

Вот это упорно не могут понять наши гениальные «экономисты от политики». Им всё кажется, что всё решается через деньги. Не решается. Украина пошла на чудовищные экономические потери при разрыве с Россией именно потому что идеология (состоявшаяся) была уже совсем другая.

То же самое касается «братской Беларуси». Казалось бы, чего уж тут проще: проводи пророссийскую политику и получай за это всякие интересные бонусы, но нет… все принципиальные решения на политическом уровне РБ принимает в разрез с интересами России, а последующие экономические ограничения вызывают волны ненависти по отношению к той же России.

А почему так? А идеология такая.

У нас после 91-го года попытались наплевать на идеологию. Как выясняется — очень и очень зря. Один рубль потраченный на грамотное продвижение интересов даёт больше, чем сто (!) рублей молчаливой экономической помощи. А «за пять минут» объяснить и доказать что-то человеку, у которого в голове совсем другая идеология прописана — теоретически невозможно.

Мы видели это и на примере Украины, видим и на примере Беларуси.