Они что-нибудь имели в виду, поставив в афишу спектакль про малороссийскую жизнь? Впрочем, неважно, здесь же нет разбитых автобусов, как в «Мазепе» на Исторической сцене.
Мысль об этом спектакле посетила меня внезапно, ввиду крайнего разочарования двумя недавними премьерами - «Линда ди Шамуни» Доницетти и «Три шутки» Сальери. Хотелось посмотреть что-то исконно «Покровское», поставленное еще самим знаменитым режиссером.
В буклете, кстати сказать, написано, что это его последняя работа, а в Википедии значится еще штук пять… Уж и не знаю теперь, советовать ли покупать эти буклеты, как я это делаю обычно? Тут — несколько фотографий умеренного качества, либретто нет, только краткое содержание.
Уже это обстоятельство меня насторожило, и дальше дело шло не лучше. Попробую разобраться, что же мне так не понравилось:
* постановка
* исполнение
* музыка
Боюсь, что во всем виноват композитор Мусоргский. Истинные любители русской музыки, конечно, закидают меня шрапнелью из нотной бумаги, однако скажу прямо — это не мой композитор совсем. На «Хованщину» я не ходила никогда, и не пойду, «Бориса Годунова» могу слушать, когда там есть и что посмотреть. Легендарная постановка Баратова в декорациях Федоровского на Исторической сцене — это да! И еще нужны голоса, которые могут спеть телефонную книгу.
Здесь музыка — на мой, конечно, совсем непросвещенный слух — довольно занудная.
Кто хочет послушать целиком, вот запись 1980-х годов в Стасике с Владимиром Маториным и Вячеславом Войнаровским — только звук
Что до голосов, то Чиревик - Герман Юкавский - безоговорочно хорош, я его слышала и раньше, ему отлично удаются комические партии.
Еще я знаю Марианну Асвойнову — это Парася, я ее слышала в «Дон Жуане». Здесь у нее всего два выхода, так я и не успела понять, нравится мне или нет.
Ее жених Грицько — Михаил Яненко. Тоже не могу сказать с уверенностью, он правда тенор? В украинскихпесняхнужно просто соловьем разливаться, а тут больше похоже на колодезного журавля, вот как вдекорациях, у противоположной стены.
Вредная Хивря — Ольга Дейнека-Бостон меня полностью устраивает — и вокал, когда он слышен, и актерская игра.
Поясню по ходу дела: артисты постоянно в движении, то поворачиваются к вам лицом, то спиной, от этого звук все время дрожит и уплывает.
Кум — Василий Соколов. Как выяснилось, он совсем еще молодой человек, честно отслужил в армии и теперь учится в ГИТИСе. Тоже все хорошо.
Еще один бас — Алексей Прокопьев в партии Цыгана оставил у меня приятное впечатление. Вы можете его услышать в следующем блоке «Линды ди Шамуни» в июле. Я тоже пойду послушаю другой состав, ну не может же все быть так плохо в этом театре…
А вот у поповича Афанасия Ивановича - это Павел Паремузов — как-то не задалось. С учетом того, что в постановке Большого театра эту партию взял себе Лемешев, предполагалось море обаяния… Нет, к игровой стороне у меня нет вопросов, в этом театре все артисты не только поют, но и обязательно играют. Я только про звук.
О режиссерской работе скажу так: они старались.
Нет, правда. Примите во внимание особенности здания — это же бывший ресторан, а совсем не театр.
Как бы «сцена» расположена в середине.
В глубине оркестр в национальных костюмах
По бокам — места для зрителей. С левой стороны — повыше, с правой — пониже и подлиннее, и проход между рядами поуже. Это важно, в постановках Бориса Покровского артисты то и дело бегают вперед-назад, если зритель замешкается, так голову и снесут!
Посмотрите внимательно, я очень старалась, чтобы на фото было видно расположение рядов, и где какой подъем.
Видно плохо отовсюду — сцена ниже кресел зрителей, а они недостаточно приподняты для того, чтобы образовать амфитеатр с хорошим обзором.
Это жаль, поскольку посмотреть есть на что — артистам надо быть в хорошей форме, им приходится через плетень сигать, на стол прыгать, по отвесной лестнице на второй этаж взбираться, друг за другом гоняться, «красную свитку» по полу искать — в общем, скучать некогда.
А в самом начале несколько человек по очереди читают Гоголя. Сразу обращает на себя внимание дикция, вернее, ее отсутствие. Вы не подумайте, я не придираюсь. Это же оркестранты, при обычных обстоятельствах кто станет от них требовать сценической речи? Но здесь, мне кажется, поправить дело просто, ну что особенного- научить людей произнести «о», чтобы оно не походило на «а», а они вдвоем - на «ы»? Всего-то одно-два предложения?
С другой стороны, представьте, что артисты в академических костюмах встали бы без движения и просто пели? Без всего этого мельтешения и пяти минут не пережить!
Так что в целом я думаю, режиссер сделал все, что мог.
Но моя цель по-прежнему не достигнута. Я хотела определиться, ходить ли мне на Камерную сцену или нет. «Наслушанные» слушатели говорят, что это — истинный заповедник высокого искусства. Может, раньше так и было, просто я не застала?..
Еще одно важное для меня обстоятельство: я не воспринимаю происходящее на сцене отдельно от здания, неприглядные бытовые удобства отравляют мне всякое существование.
Так вот, в буфете работает 1 (один) человек. Сами понимаете, в антракте все 150 человек выстраиваются в очередь… Веселья мало.
С туалетом еще хуже. Не знаю, кто его проектировал, теснота такая, что просто кошмар.
Да, чуть не забыла:
Обе основные сцены открывают двери для зрителей за 1 час. Камерная — за 45 минут, а так - все за решеткой... На то она и очень камерная...
Записей в Интернете почти нет, вот Уральская консерватория
Если кому интересно, могу дать ссылку на свои записи, я их складываю на почти почивший в бозе форум любителей оперы - Большой театр предупреждает только про фото, о диктофонах никто не говорил...