В этой статье речь пойдет об одной из моих самых любимых моделей в коучинге - модели ABCDE, которую я уже сам автоматические применяю в жизни, и которая на мой взгляд является одной из самых полезных и продуктивных для корректировки образа мыслей и типов поведения для самых различных ситуаций, как бытовых так и на работе. В сочетании с четырехпозиционной моделью восприятия описанной ранее, она действительно позволяет "выйти из головы" и объективно посмотреть на происходящее.
Модель коучинга ABCDE состоит из пяти этапов:
- Activating Event or Situation (Активирующее событие или ситуация)
- Beliefs (Убеждения)
- Consequences (Последствия)
- Disputation of Beliefs (Оспаривание убеждений)
- Effective New Approach (Эффективный новый подход)
История модели.
Данная модель является логическим развитие модели ABC, лежащей в основе формы терапии, известной как рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ), разработанной Альбертом Эллисом (Albert Ellis).
РЭПТ послужила своего рода предшественником широко известной и применяемой когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), и модель ABC до сих пор широко используется в качестве лечения в рамках интервенций в КПТ.
Основная идея модели ABC заключается в том, что наши эмоции и поведение (C: Последствия) не определяются напрямую событиями в жизни(A: Активизирующие события), а скорее тем, как эти события нами когнитивно обрабатываются и оцениваются (B: Убеждения).
РЭПТ делит убеждения на «рациональные» и «иррациональные». Цель использования модели ABC состоит в том, чтобы помочь клиенту принять рациональные убеждения и оспорить иррациональные убеждения.
Согласно РЭПТ, душевные страдания происходят по причине иррациональных убеждений. Если очистить голову от иррациональных мыслей и научиться мыслить научно, человек не будет себе позволять быть несчастным. В рамках РЭПТ утверждается, что события, происходящие в жизни человека, оказывают влияние, но не играют определяющей роли в формировании его эмоций, решающую роль играют лишь его мысли по поводу событий.
Появление стадии оспаривания (диспута) привел к тому, что модель стали часто называть моделью «ABCDE». В этой обновленной модели буква «D» означает «оспаривание убеждений», а «E» — новый эффект или результат действий после приобретения более здоровых убеждений.
Диспут (Оспаривание) не является исходной частью модели ABC, поскольку он происходит за пределами части «ABC» (например, в случае оспаривания иррационального убеждения с целью превратить его в рациональное убеждение), а новый Эффект — это результат этого оспаривания, новый способ поведения на основе новых более здоровых убеждений.
Основные шаги работы по модели ABCDE
A - Активирующее событие или ситуация
На первом этапе модели коучинга ABCDE коуч помогает человеку определить конкретные события или ситуации, которые вызывают у человека негативные модели мышления. Мы можем думать об этом этапе как о поиске триггеров негативности.
Вопросы, которые коуч может использовать на этом этапе, могут быть следующие:
- Какое событие или ситуация вызывает у вас дистресс?
- Что вас заводит?
- Почему вы начали так себя чувствовать?
- Что было отправной точкой вашего негативного мышления?
- Кто был вовлечен?
- Какие эмоции я чувствую?
- Что произошло?
B - Убеждения, Верования
Второй этап модели коучинга ABCDE заключается в том, чтобы помочь человеку понять лежащие в его основе структуры убеждений и системы, которые вступают в действие, когда происходит событие или ситуация, вызывающая его. В какой-то степени эта часть процесса коучинга заключается в том, чтобы помочь человеку распознать те фильтры (очки), через которые он смотрит на мир и ситуации, в которых он оказывается.
Не всегда удается легко обнаружить убеждения. Они могут быть «спрятаны» глубоко в подсознании, и часто для их выявления нужна работа с психологом. Но даже просто фиксация мыслей бывает весьма продуктивна, и с ними тоже можно работать как с "квази-убеждениями".
Вопросы, которые коуч может использовать на этом этапе:
- Каковы были ваши мысли после происшествия?
- Что вы говорили себе (разговор с самим собой)?
- Как вы себя чувствуете?
- Почему вы так себя чувствовали?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Что пронеслось у вас в голове?
С- Последствия
На третьем этапе модели коучинга ABCDE коуч помогает человеку понять, какое влияние на него оказывают его убеждения. Отправной точкой может быть просто помощь человеку понять, что его убеждения действительно имеют влияние. После этого можно будет изучить, каковы эти воздействия на самом деле.
Вопросы, которые коуч может использовать на этом этапе:
- Каковы последствия ваших убеждений?
- Как ваши убеждения побудили вас к действию?
- Как каждая эмоция, которую вы испытали, побудила вас действовать?
- Что вы сделали такого, чего обычно не делаете, из-за этих убеждений и эмоций?
D- Оспаривание убеждений
К данному этапу человек должен иметь представление о том, что его цепляет, об фильтрах, через которые он видит события (свои убеждения), и о том как его убеждения влияют на то, как он действует и реагирует на ситуацию.
Следующий этап этой модели заключается в том, чтобы коуч помог человеку бросить вызов его структуре убеждений, с конечной целью помочь ему заменить ее более полезным набором убеждений, которые будут лучше ему служить.
Этот процесс может начаться с исследования полезности нынешних убеждений человека путем проверки на объективность
- Базируется ли этот взгляд на объективной реальности?
- Что является доказательством того, что ваши убеждения верны?
- Как ваши убеждения служат вам?
- Помогают ли вам ваши убеждения?
- Какие есть реальные подтверждения?
- Сколько было этих подтверждений в прошлом?
- Есть ли они сейчас?
Далее следует произвести декатастрофизацию – представить самое худшее последствие. Задача данного этапа состоит в том, чтобы снизить абсолютизацию данного убеждения, уйти от преувеличения последствий негативных событий. Она помогает рассмотреть альтернативные сценарии развития событий, оценить реальную опасность и определить оптимальную реакцию
«Представьте себе самый ужасный вариант развития событий». Примеры: потеря работы, репутации, развод, смерть и т.д.
Задача – помочь клиенту выйти на то, что ничего «ужасного» не случится, а, наоборот, появятся новые возможности.
- К чему это приведет?
- А какие есть положительные стороны при таком развитии событий?
- Что в этом хорошего?
- Что вы приобретете?
- Чему сможете научиться?
- Какие новые действия предпринимать?
- Как это повлияет на вашу жизнь?
- Что бы сказали про эту ситуацию другие?
E-Эффективный новый подход
На последнем этапе модели коучинга ABCDE коуч работает с человеком, чтобы заменить его бесполезные убеждения новым набором более полезных убеждений, произвести своего рода их трансформацию
Вопросы, которые коуч может использовать на этом этапе:
- Какова рациональная истина в этой ситуации?
- Что могли бы сказать об данной ситуации те, кому вы доверяете?
- Какие другие убеждения были бы для вас более полезными в данной ситуации?
- С точки зрения логики, как разумно было бы себя вести в данной ситуации?
и произвести «проверку» новых убеждений на эффективность
- Насколько новые убеждения вам помогут?
- Помогают ли достижению целей?
- Способствует ли этот взгляд духовному росту, физическому и эмоциональному здоровью?
- Удерживает ли этот взгляд от конфликтов с самим собой?
- Как вы можете их поддерживать, не терять из виду, опираться на них каждый день?
Итог
Работа по модели полезна как в коучинговом формате, поскольку она позволяет клиенту увеличить свою осознанность и в каком-то смысле дистанцироваться от своих мыслей, отделяя себя от них ("Я - это не мои мысли"), но и в самостоятельном режиме, когда клиент просто ведет дневник по модели ABCDE и самостоятельно работает над сложными ситуациями. В последнем формате модель тем хороша, что человек по прошествии времени, читая дневник, может увидеть иррациональность своих прежних прогнозов относительно уже прошедших ситуаций, и это может быть дополнительным подтверждением, что убеждения и мысли, лежавшие в основании несбывшихся прогнозов, действительно иррациональны.
#coaching #коучинг #кпт #рэпт #abc #abcde #автоматические мысли #убеждения #работа с убеждениями