Найти тему
Илья Варламов

Новая набережная в Нью-Йорке: хотели бы такую в свой город?

Как мы знаем, водоём – самое ценное, что может быть в городе. Раньше ценность воды была исключительно утилитарной, реки и моря использовались как транспортные артерии, города развивались вокруг портов, вода была важным ресурсом для сельского хозяйства и промышленности. Но сегодня всё чаще речь заходит о качестве жизни. И здесь реки, озёра или море вновь играют важную роль. Человеку приятно гулять вдоль воды! Вода дарит прохладу жарким летом, вода успокаивает, вода радует глаз. Если у вас в городе есть вода – вам очень повезло. Дело за малым: сделать хорошую набережную.

Вот тут обычно и возникают проблемы. Что такое хорошая набережная? Что может быть на набережной? Какие активности? В России обычно делают просто несколько километров плитки, на которой могут расставить кафе и шашлычные. Если очень повезёт, то будет прокат лодочек, может быть цветастая детская площадка, батуты, что ещё? Всё?

Давайте посмотрим, как делают американцы. Недавно в Нью-Йорке открыли просто шикарный Бруклин-Бридж-парк – это большой отрезок набережной пролива Ист-Ривер.

Тот самый случай, когда у американцев есть чему поучиться.

Когда-то тут была портовая зона, но в 2008 году началась её обширная реконструкция. Как вы уже догадались, парк получил название в честь Бруклинского моста, потому что его часть оказалась прямо под ним. Два небольших парка между Бруклинским и Манхэттенским мостами, Эмпайр-Фултон-Ферри-парк и Мэйн-Стрит-парк, вошли в состав новой набережной – в итоге получилась зелёная полоса вдоль пролива длиной 2,1 км.

Раньше здесь были паромные пристани, в XIX веке началось строительство кирпичных складов. Когда были построены мосты через Ист-Ривер, необходимость в паромном сообщении отпала.

-2

Набережная стала терять своё значение, особенно после того, как её отрезала от города автомагистраль Бруклин – Квинс. С 1950-х власти начали сносить старые склады, зато построили 6 больших пирсов для приёма грузовых судов. Надолго жизнь промзоны продлить не удалось, и с середины 80-х пирсы были по сути бесполезны.

Идея разбить парк на месте бывших причалов и складов возникла ещё в 1985 году. Администрация порта Нью-Йорка собиралась продать эту территорию девелоперам, чтобы те застроили всё жилыми домами, но организации Brooklyn Bridge Park Coalition удалось отбить будущий парк.

Первый генеральный план Бруклин-Бридж-парк был опубликован в 2000 году, но потом его несколько раз переделывали. В итоге выбрали вариант американского бюро Michael Van Valkenburgh Associates, которое специализируется на ландшафтном дизайне.

Сегодня Бруклин-Бридж-парк разделён на 11 участков, каждый из которых отличается от других дизайном и функциями. Работы велись более 10 лет, сейчас парк готов на 90%. Сам Марк ван Валькенбург говорит, что в парке главное – река. Соответственно, важно было дать людям доступ к ней.

01. Как таковой набережной раньше не было. Но была прогулочная зона на вершине холма, с которой открывался прекрасный вид на Манхэттен, главное было не смотреть вниз. Потому что внизу были шумные дороги и промзона.

-3

02. Вот так вся эта красота выглядит снизу. Три (!!!) уровня дорог, и только на 4-м та самая прогулочная зона (она известна как Бруклинский променад). Что делать в такой ситуации?

-4

03. Первым делом проектировщики решили отгородиться от дороги. Для этого сделали натуральный земляной вал!

-5

04. Весь парк теперь отделён от дороги высоченным валом, который густо засадили растениями. Это позволило практически полностью убрать шумовое загрязнение от дороги. Теперь, когда находишься в парке, дорогу не видно и не слышно. Очень круто.

-6

05. Вал идёт вдоль всего парка.

-7

06. A Better Way – это организация жителей Бруклина, состоящая исключительно из волонтёров, которые выступают против строительства шестиполосной магистрали Бруклин – Квинс (Brooklyn–Queens Expressway) через их район. Фактически этим шоссе власти Нью-Йорка собирались заменить променад Бруклин-Хайтс – верхний участок набережной Ист-Ривер, и местным жителям это очень не понравилось. Сейчас дорога проходит под променадом. A Better Way предложила несколько альтернативных вариантов, например упаковать шоссе в тоннели под парком, но не факт, что Дептранс Нью-Йорка пойдёт навстречу бруклинцам, потому что это очень дорого.

-8

07. Крутая навигация. Тут есть план парка, список правил, а также обозначения основных точек притяжения. На каждой пластине написано, сколько минут пешком идти то той или иной точки.

-9

08. В парке есть две площадки для собак, которые открыты с 6 утра до 11 вечера. Во всех других зонах с ними можно гулять на поводке. При этом собакам нельзя гулять на спортивных и игровых площадках и даже на газонах. А мы начнём с конца. Это 6-й пирс, который отдали детям. Его очень густо засадили растениями, фактически сделав настоящий лес, в котором на разных полянках расположили детские площадки.

-10

09. Когда ходишь по пирсу, то не видишь, что происходит рядом, настолько густая растительность.

-11

10. Это часть так называемой Водной лаборатории – участка Пирса №6, где дети (и взрослые) могут играть с водой. Опять же, отсюда не видны соседние площадки, которые расположены буквально в нескольких метрах!

-12

11. Большая детская площадка. Вместо цветастых пластиковых городков – простые деревянные конструкции. Кстати, хорошая тема с платформами: на них можно не только сидеть, но ещё и удобно складывать вещи.

-13

12. Крутая горка

-14

13. На площадках создали рельеф, так что горки выглядят очень естественно.

-15

14. Каждая игровая зона утопает в зелени. Всего в парке высажено более 400 видов растений.

-16

15. Это качели для совсем маленьких.

-17

А теперь посмотрите, как всё это выглядит сверху! Тут хорошо видно, сколько разных площадок уместили на пирсе, но из-за густой зелени такая плотность не мешает.

-18

16. Некоторые части парка представляют собой просто газоны с видами на Манхэттен или другие части Нью-Йорка. Они так и называются: Bridge View Lawn, Harbor View Lawn и т.д. Газоны расположены на концах пирсов, чтобы с них открывался вид на Манхэттен.

-19

Вот тут видны пирсы и их функциональное зонирование. Сейчас мы по всем пройдёмся.

-20
-21

17. На пирсах есть сразу несколько площадок для пикника. Сюда можно приехать со своим грилем и пожарить мясо. Единственное ограничение – ничего не жарить после 10 вечера.

-22

18. На Пирсе №5 постелили сразу три футбольных поля.

-23

Около полей есть туалеты, кафе, зонтики и столы для зрителей, а также ещё 2 детские площадки!

-24

19. Вот так это выглядит. Обратите внимание на крышу кафе, они её тоже засадили деревьями.

-25

20. Лодочные причалы

-26

21. Судя по расписанию парка, каякеры постоянно проводят тут какие-то мероприятия.

-27

22. А это большие общественные грили. Можете себе такое представить на набережной Москвы-реки? Народ сюда приходит отдыхать и жарить мясо.

-28

23. Пляж как таковой в парке только один, возле Пирса №4, и то он довольно куцый. Но кто-то умудряется здесь загорать.

-29

24. Пирс №3 – это большая зона с лужайками!

-30

25. Благоустройство. Кстати, раз или два раза в неделю газоны закрывают для посетителей, чтобы трава лучше росла. Тут много газонов просто с брёвнами. Сюда можно прийти на пикник, просто отдохнуть в тишине или поиграть на траве. Опять же, зонирование сделано так, чтобы люди друг другу не мешали.

-31

26. На краю пирса сделали бетонный "газон", где можно кататься на велосипеде или роликах, рисовать что-то мелом.

-32

27. Для велосипедистов есть пара ограничений: во-первых, перемещаться в парке можно только по дорожкам, во-вторых, пристёгивать велосипед можно только к велопарковке, к забору или лавочке запрещено.

-33

28. На каждом пирсе очень много уединённых мест! Посмотрите какой крутой дизайн уличной мебели тут.

-34

29. Для детей тут сделали ещё зеркальный лабиринт.

-35

30. Среди зарослей есть детская площадка, где для оформления использовали различные элементы бывшего порта.

-36

31. "Спортивный" Пирс №2. Тут есть площадки для баскетбола и гандбола, а также для игры в бочче и шаффлбор. Кроме того, тут можно найти обычные тренажёры и каток для роллеров.

-37

32. Чтобы дождь не мешал, тут все площадки под навесами.

-38

33. Столы для настольного тенниса, а за ними баскетбольная площадка. Вообще, ставить столы для настольного тенниса на открытом воздухе, да ещё и на набережной, где всегда сильный ветер, – странная идея. Логичнее было как раз их убрать под навес.

-39

34. Фитнес-зал

-40

35. Тут сразу 6 баскетбольных площадок, где периодически проводятся мастер-классы для детей и подростков.

-41

36. А ещё тут есть хоккейная коробка, но летом она не работает.

-42

37. Почти все газоны открыты, закрывают только растения, по которым нельзя ходить, и газоны, которые восстанавливаются.

-43

38. Газоны выглядят просто шикарно. Идеальная очень густая трава! Редко где такое встретишь.

-44

39. Столы и стулья для пикников есть буквально везде. Не бывает такого, что идёшь километр, а присесть некуда. Это парковая зона на границе с трассой. Обратите внимание, что трассу совсем не видно за растениями! И не слышно.

-45

40. Это большой туалет, информационный центр и склад для лодок.

-46

41. Прямо рядом с парком построили жилой дом (Pierhouse at Brooklyn Bridge Park).

-47
-48

42. Пишут, что все квартиры там уже распроданы. Цены начинались примерно с $2,5 миллиона. Как и вся набережная, дом утопает в зелени. На крышах высадили взрослые большие растения.

-49

43. Смотрите! Всему этому несколько лет, а выглядит так, словно это старый лес.

-50

44. Вход в дом тоже через заросли. Вот она, зелень в большом городе!

-51

45. Благоустройство около дома

-52

46. На заднем плане виден новый отель 1 Hotel Brooklyn Bridge. Кроме всего прочего тут сделали болото.

-53

47. Ближе к мосту парк местами похож на лес. Ещё раз напоминаю, что это всё молодое благоустройство.

-54

48. Вот он, Бруклинский мост.

-55

49. Под мостом и за ним сделали более традиционную набережную. Но деревянная "палуба" крутая.

-56

50. Ограды тут стилизованы под ванты моста.

-57

51. Некоторые кирпичные склады ещё сохранились. По зданию на переднем плане не очень понятно, новострой это или просто свежий ремонт. Раньше тут был заброшенный район, а теперь очень крутое место, где всегда много людей.

-58

52. Интересное мощение

-59

53. Манхэттенский мост и бывший Мэйн-Стрит-парк, который стал частью единого пространства набережной.

-60

54. А это Empires Stores – торговый центр, ставший новым символом Бруклина!

-61

55. На самом деле это огромный склад XIX века, один из последних, сохранившихся на Ист-Ривер. Долгое время он стоял заброшенным, пока в 2013 году его не решили обновить и переделать в торгово-офисный центр.

-62

56. Теперь тут очень крутой фудкорт.

-63

57. Это одна из главных точек притяжения района, которая заодно связывает Бруклин-Бридж-парк с окружающими кварталами.

-64

58. Историческая карусель, построенная ещё в 1922 году. Сначала она стояла в парке развлечений в Янгстауне (штат Огайо), но в 1984-м парк закрылся, карусель продали на аукционе, и новые хозяева перевезли её в Нью-Йорк на реставрацию.

-65

59. В 2011 году для неё построили защитный павильон и открыли для публики. Кстати, это единственная карусель в США, которая получила статус исторического памятника.

-66

60. Благоустройство на террасе Empires Stores

-67

61. Вид на Манхэттен и Бруклинский мост с верхних этажей

-68

62. Можно набрать в торговом центре еды и сидеть на открытой террасе.

-69

63.

-70

64. Как вам такая набережная? Как думаете, могло бы появиться подобное в Самаре или Нижнем Новгороде?

-71

65.

-72

66. Немного грустного. Враги Нью-Йорка построили огромный небоскрёб, который испортил весь вид, скрыв опору Манхэттенского моста (

-73

67. Но всё равно с террасы тут открываются просто шикарные виды.

-74