Алтайцы, буряты, тувинцы, народы Севера, Южной Сибири и Центральной Азии, восточные и западные славяне, а также население Средиземноморья издревле почитали можжевельник (верес, вереса, фереса, вереск (не путать с вереском настоящим), артыш (тув.), арчын (алт.), аарчин, арчинöлöн, арса, арча, кырчын (алт. диал.), шаман-трава, шуг-па и др.), считая его магическим растением, разрушающим проклятия и сжигающим астральные привязки. Можжевельник, как традиционный сакральный элемент обладает особой ритуальной значимостью в проведении обрядов и магических практик – он выступает обязательной растительной символикой и составляющей, связанной с культом природы в шаманских и бурханистских обрядах по очищению пространства. Буддийские чётки с целью отпугивания злых духов и устранения вредоносного влияния изготавливают из тибетского можжевельника, красного коралла или синего лазурита. В фольклоре урянхайского народа (тувинцев) имеются орчлонгийн гурав – этнические триады в стихотворной форме о трёх с