Несмотря на то, что техногенный бум 20-столетия набирал обороты, а масштабные изменения в сфере автомобилестроения и прочих видов транспорта в городах СССР увеличивали темпы, метро являлось одним из основных средств передвижение в Москве.
И правда, доехать, даже в те времена, можно было практически куда угодно, хоть станций метро было значительно меньше чем в настоящее время.
Метро Москвы в Советском Союзе
Бесспорно, даже в СССР государство старалось заботиться о пассажирах метрополитена, создавая хотя бы удовлетворительные условия удобств. И для кого-то сейчас старые вагоны ассоциируются с грязью, тёмным светом и шумом, но для советского гражданина это были вполне приемлемые условия комфорта, с учётом стоимости и возможностей добраться на дальние расстояния в тот период времени.
Потому и неудивительно, что практически весь рабочий класс населения Москвы склонялся в пользу метро, нежели троллейбусов и трамваев. А проходимость метрополитена достигала нескольких миллионов людей в день.
Особенно загружены были утренние и вечерние часы, что неудивительно, — все дружно шли и возвращались с работы. И все привыкли считать метро чуть ли не самым безопасным видом перемещения, ведь там практически никогда не случалось никаких серьёзных аварий. Максимум — небольшие ремонтные недели, длительностью до нескольких дней, и то раз “в пятилетку”. - российский историк Фёдор Андреевич Брянский.
Но такое утверждение и вера людей в безопасность такого вида транспорта была разрушена в феврале 1982 года.
Незадолго до трагедии
Вечер 17 февраля ничем не отличался от других будних дней. Станция метро "Авиамоторная" работала в штатном режиме. И к 16:30 по московскому времени была готова к наплыву пассажиров метро.
Работники метрополитена, чтобы немного уменьшить очереди, решили запустить эскалатор под номером четыре, который весь день до этого находился выключенным.
Не прошло и несколько секунд, как он тут же переполнился обрадованными людьми, торопящимися домой. В течение полу часа после запуска, всё было нормально и работало исправно.
Ужас и хаос
К семнадцати часам 17 февраля произошло нечто странное, эскалатор неожиданно начал набирать скорость. Это, в первую очередь. стало заметно по поручням, а уже после и сами лесенки начали набирать темп.
Особо никто не обратил на это должного внимания, никто не ожидал ничего страшного и, казалось, всё в пределах нормы.
Так даже и лучше, подумали пассажиры, ведь быстрее внизу будут.
А советские граждане на параллельных эскалаторах даже заулыбались и начали весело обсуждать сложившуюся ситуацию:
Вон как быстро! Не то что у них, ведь ели едут.
Но наращивание хода не останавливалось и привело к ужасным последствиям.
За несколько секунд скорость эскалатора превысила вдвое больше нормы. И люди, не имея возможности сойти со ступенек, падали друг на друга, создав массу из запутавшихся между собой человеческих тел разного пола и возраста. У некоторых пассажиров начало засасывать одежду и обувь в образовавшиеся щели между сломанных ступеней.
А те, кто оставались ещё на бешено движущей лестнице, создавали большой вес тяжести на механизмы, которые в свою очереди начали распадаться на части.
Так, сначала одна ступенька перевернулась вертикально, а за ней пошли и другие.
Вместе с тем метрополитен охватила паника и ужас. Люди больше не улыбались, на их лицах застыл ужас и шок они слышали хруст костей и кровь в разных местах. Атмосфера трагедии заполонила станцию метро за считанные секунды.
Гора из людей внизу продолжала увеличиваться. Теперь они не просто падали друг на друга, неудачно сойдя со ступенек, а летели вниз с эскалатора. Кто-то на других людей, а некоторые перелетали и приземлялись на пол.
Кто-то пытался спрыгнуть на соседние треки, но и такое удавалось единицам. Остальные падали в созданные дыры, так как балюстрады не могли выдержать вес человека и его силу прыжка.
Работник, ответственный за эскалаторы, заметил что-то неладное сразу, но ни кнопка тормозов, ни аварийный тормоз не сработали.
Поэтому пятидесяти четырёх метровая лента эскалатора продолжала своё скоростное и смертельное движение вниз.
К счастью, люди, находившиеся наверху, поняли, что происходит что-то неладное и прекратили вставать на эскалатор, тем самым, не допустив ещё большие потери.
Последствия
Спустя несколько минут, когда лента злосчастного эскалатора опустела, но не прекратила двигаться в ускоренном режиме, люди начали приходить в себя и помогать друг другу.
Большинство пассажиров оказалось в порядке или с лёгкими ушибами и ранами. Но были и те, кто бездвижно лежал на залитом кровью полу.
А эскалатор всё продолжал и продолжал крутиться с бешеной скоростью.
На станцию метро оперативно приехали все необходимые государственные службы. Скорая помощь помогала жертвам трагедии, каких-то отпускали домой, кого-то увозили в больницу. А были и те, кого старались вынести, не привлекая внимания - погибшие.
Секретность
Всем работникам метрополитена было запрещено рассказывать о произошедшем. Также и советские СМИ не распространялись о трагедии в метро. Лишь в одном небольшом издание была выпущена краткая статья о поломки эскалатора и последствиях, написанная буквально в восемь строчек.
А на предприятиях, где трудились пострадавшие или погибшие, было запрещено хоть каким-то образом упоминать страшные события 17 февраля.
Мол, чего за плохое говорить да настроение рабочим портить.
Потому и сбор денег на лечение и похороны не организовывали, а руководство делало вид что ничего и не случилось.
Слухи разлетелись быстро
Конечно, с учётом количества свидетелей этого ужасного дня, информация быстро разошлась не только по Москве, но и в другие города.
И слухи, и домыслы набирали обороты, тем самым создавая ещё больший ужас среди населения. Ведь всем известно как работает "сарафанное ради". С каждым разом пересказанная история становилась всё более кошмарной и жуткой.
В самых приближённых к правде историях рассказывали о минимум 30-ти погибших, и около сотни раненых. Самые же кровожадные фантазёры передавали новости о том, что количество умерших в аварии достигает сотни, а в полу образовалась большая дыра, куда, как в какой-то “механический ад” один за другим падали беспомощные люди, а механизмы их…той, ну как в мясорубке, в общем.
В действительности всё было так, как описано в этой статье. Но это, в то же время, нисколько не уменьшает масштаб несчастья.
По официальным данным:
- погибло 8 человек
- 30 получили ранения разной степени тяжести (одному мужчине ампутировали ногу)
Расследование
Комиссия по расследованию произошедшего на станции метро "Авиамоторная" начала работу практически сразу, как только прибыла на место происшествия.
Были опрошены свидетели, и допрошены сотрудники метрополитена. На каждого работника были заведены отдельные папки с документами, где были зафиксированы все действия и события, вплоть до секунд.
И только спустя девять месяцев было создано заключение, которое содержало в себе подробный отчёт и вполне банальную причину поломки, которую однозначно точно можно было бы не допустить.
Причина трагедии была такая глупая и нелепая, а с другой стороны — настолько “наша”, что как-то и не удивляешься такому, уже привык.
Причины и обвинения
За 6 месяцев до злополучного дня, запчасти эскалаторов были улучшены. Так некоторые механизмы и вовсе заменили на более новые образцы. И согласно инструкции, действия по наладке эскалаторов также теперь должны были быть другими.
Но так сложилось, что предписанное руководство по эксплуатации никто не прочитал и не стал их придерживаться.
Поэтому новые детали пришли в негодность значительно быстрее. И трагедия могла произойти в любой момент. На протяжении полугода все пассажиры находились в опасности.
"Вполне возможно, что вместо того, чтобы внимательно прочитать инструкции, на них чистили рыбку к пиву или водке. - Олег Белозеров
Виновные были найдены и осуждены на разные сроки заключения. И как бы ни говорили в народе, что главным виновником являлся машинист эскалаторов, по результатам следствия, его действия были признаны одними из самых эффективных.
В заключение
В связи с трагедией на "Авиамоторной", подобные ошибки в использование новых механизмов были выявлены и в других местах.
И, к сожалению, только спустя 10 лет, уже после распада СССР, была опубликована подробная статья, посвящённая памяти погибшим. А ведь именно ценой их жизни была оплачена безопасность пассажиров метро.
"Это была иллюзия “непогрешимости существования социалистического строя”, которая была важнее справедливости и обычного человеческого отношения." - Олег Белозеров
#ссср #трагедия #проишествия #советскийсоюз #метрополитен #история #назадвпрошлое #назадвссср #вовременассср