Найти тему
Во времена СССР

Обрушение эскалатора в московском метро в 1982 году

Оглавление

Несмотря на то, что техногенный бум 20-столетия набирал обороты, а масштабные изменения в сфере автомобилестроения и прочих видов транспорта в городах СССР увеличивали темпы, метро являлось одним из основных средств передвижение в Москве.

И правда, доехать, даже в те времена, можно было практически куда угодно, хоть станций метро было значительно меньше чем в настоящее время.

Метро Москвы в Советском Союзе

Бесспорно, даже в СССР государство старалось заботиться о пассажирах метрополитена, создавая хотя бы удовлетворительные условия удобств. И для кого-то сейчас старые вагоны ассоциируются с грязью, тёмным светом и шумом, но для советского гражданина это были вполне приемлемые условия комфорта, с учётом стоимости и возможностей добраться на дальние расстояния в тот период времени.

Потому и неудивительно, что практически весь рабочий класс населения Москвы склонялся в пользу метро, нежели троллейбусов и трамваев. А проходимость метрополитена достигала нескольких миллионов людей в день.

Особенно загружены были утренние и вечерние часы, что неудивительно, — все дружно шли и возвращались с работы. И все привыкли считать метро чуть ли не самым безопасным видом перемещения, ведь там практически никогда не случалось никаких серьёзных аварий. Максимум — небольшие ремонтные недели, длительностью до нескольких дней, и то раз “в пятилетку”. - российский историк Фёдор Андреевич Брянский.
-2

Но такое утверждение и вера людей в безопасность такого вида транспорта была разрушена в феврале 1982 года.

Незадолго до трагедии

Вечер 17 февраля ничем не отличался от других будних дней. Станция метро "Авиамоторная" работала в штатном режиме. И к 16:30 по московскому времени была готова к наплыву пассажиров метро.

Работники метрополитена, чтобы немного уменьшить очереди, решили запустить эскалатор под номером четыре, который весь день до этого находился выключенным.

-3

Не прошло и несколько секунд, как он тут же переполнился обрадованными людьми, торопящимися домой. В течение полу часа после запуска, всё было нормально и работало исправно.

Ужас и хаос

К семнадцати часам 17 февраля произошло нечто странное, эскалатор неожиданно начал набирать скорость. Это, в первую очередь. стало заметно по поручням, а уже после и сами лесенки начали набирать темп.

Особо никто не обратил на это должного внимания, никто не ожидал ничего страшного и, казалось, всё в пределах нормы.

Так даже и лучше, подумали пассажиры, ведь быстрее внизу будут.
-4

А советские граждане на параллельных эскалаторах даже заулыбались и начали весело обсуждать сложившуюся ситуацию:

Вон как быстро! Не то что у них, ведь ели едут.

Но наращивание хода не останавливалось и привело к ужасным последствиям.

За несколько секунд скорость эскалатора превысила вдвое больше нормы. И люди, не имея возможности сойти со ступенек, падали друг на друга, создав массу из запутавшихся между собой человеческих тел разного пола и возраста. У некоторых пассажиров начало засасывать одежду и обувь в образовавшиеся щели между сломанных ступеней.

А те, кто оставались ещё на бешено движущей лестнице, создавали большой вес тяжести на механизмы, которые в свою очереди начали распадаться на части.

-5

Так, сначала одна ступенька перевернулась вертикально, а за ней пошли и другие.

Вместе с тем метрополитен охватила паника и ужас. Люди больше не улыбались, на их лицах застыл ужас и шок они слышали хруст костей и кровь в разных местах. Атмосфера трагедии заполонила станцию метро за считанные секунды.

Гора из людей внизу продолжала увеличиваться. Теперь они не просто падали друг на друга, неудачно сойдя со ступенек, а летели вниз с эскалатора. Кто-то на других людей, а некоторые перелетали и приземлялись на пол.

Кто-то пытался спрыгнуть на соседние треки, но и такое удавалось единицам. Остальные падали в созданные дыры, так как балюстрады не могли выдержать вес человека и его силу прыжка.

-6

Работник, ответственный за эскалаторы, заметил что-то неладное сразу, но ни кнопка тормозов, ни аварийный тормоз не сработали.

Поэтому пятидесяти четырёх метровая лента эскалатора продолжала своё скоростное и смертельное движение вниз.

К счастью, люди, находившиеся наверху, поняли, что происходит что-то неладное и прекратили вставать на эскалатор, тем самым, не допустив ещё большие потери.

Последствия

Спустя несколько минут, когда лента злосчастного эскалатора опустела, но не прекратила двигаться в ускоренном режиме, люди начали приходить в себя и помогать друг другу.

Большинство пассажиров оказалось в порядке или с лёгкими ушибами и ранами. Но были и те, кто бездвижно лежал на залитом кровью полу.

А эскалатор всё продолжал и продолжал крутиться с бешеной скоростью.
-7

На станцию метро оперативно приехали все необходимые государственные службы. Скорая помощь помогала жертвам трагедии, каких-то отпускали домой, кого-то увозили в больницу. А были и те, кого старались вынести, не привлекая внимания - погибшие.

Секретность

Всем работникам метрополитена было запрещено рассказывать о произошедшем. Также и советские СМИ не распространялись о трагедии в метро. Лишь в одном небольшом издание была выпущена краткая статья о поломки эскалатора и последствиях, написанная буквально в восемь строчек.

-8

А на предприятиях, где трудились пострадавшие или погибшие, было запрещено хоть каким-то образом упоминать страшные события 17 февраля.

Мол, чего за плохое говорить да настроение рабочим портить.

Потому и сбор денег на лечение и похороны не организовывали, а руководство делало вид что ничего и не случилось.

Слухи разлетелись быстро

Конечно, с учётом количества свидетелей этого ужасного дня, информация быстро разошлась не только по Москве, но и в другие города.

И слухи, и домыслы набирали обороты, тем самым создавая ещё больший ужас среди населения. Ведь всем известно как работает "сарафанное ради". С каждым разом пересказанная история становилась всё более кошмарной и жуткой.

-9
В самых приближённых к правде историях рассказывали о минимум 30-ти погибших, и около сотни раненых. Самые же кровожадные фантазёры передавали новости о том, что количество умерших в аварии достигает сотни, а в полу образовалась большая дыра, куда, как в какой-то “механический ад” один за другим падали беспомощные люди, а механизмы их…той, ну как в мясорубке, в общем.

В действительности всё было так, как описано в этой статье. Но это, в то же время, нисколько не уменьшает масштаб несчастья.

По официальным данным:

  • погибло 8 человек
  • 30 получили ранения разной степени тяжести (одному мужчине ампутировали ногу)

Расследование

Комиссия по расследованию произошедшего на станции метро "Авиамоторная" начала работу практически сразу, как только прибыла на место происшествия.

-10

Были опрошены свидетели, и допрошены сотрудники метрополитена. На каждого работника были заведены отдельные папки с документами, где были зафиксированы все действия и события, вплоть до секунд.

И только спустя девять месяцев было создано заключение, которое содержало в себе подробный отчёт и вполне банальную причину поломки, которую однозначно точно можно было бы не допустить.

Причина трагедии была такая глупая и нелепая, а с другой стороны — настолько “наша”, что как-то и не удивляешься такому, уже привык.

Причины и обвинения

За 6 месяцев до злополучного дня, запчасти эскалаторов были улучшены. Так некоторые механизмы и вовсе заменили на более новые образцы. И согласно инструкции, действия по наладке эскалаторов также теперь должны были быть другими.

Но так сложилось, что предписанное руководство по эксплуатации никто не прочитал и не стал их придерживаться.

-11

Поэтому новые детали пришли в негодность значительно быстрее. И трагедия могла произойти в любой момент. На протяжении полугода все пассажиры находились в опасности.

"Вполне возможно, что вместо того, чтобы внимательно прочитать инструкции, на них чистили рыбку к пиву или водке. - Олег Белозеров

Виновные были найдены и осуждены на разные сроки заключения. И как бы ни говорили в народе, что главным виновником являлся машинист эскалаторов, по результатам следствия, его действия были признаны одними из самых эффективных.

В заключение

В связи с трагедией на "Авиамоторной", подобные ошибки в использование новых механизмов были выявлены и в других местах.

-12

И, к сожалению, только спустя 10 лет, уже после распада СССР, была опубликована подробная статья, посвящённая памяти погибшим. А ведь именно ценой их жизни была оплачена безопасность пассажиров метро.

"Это была иллюзия “непогрешимости существования социалистического строя”, которая была важнее справедливости и обычного человеческого отношения." - Олег Белозеров
-13

#ссср #трагедия #проишествия #советскийсоюз #метрополитен #история #назадвпрошлое #назадвссср #вовременассср