Есть украшения-легенды, и таковыми можно считать даже те, о которых мы мало что знаем. В 2014-м некий богач приобрел на аукционе «Кристис» великолепную брошь под названием «Морская звезда». И, не раздумывая, выложил за покупку 137 тысяч долларов. Я очень хорошо понимаю коллекционера-инкогнито: стать обладателем подобной вещицы – дорогого стоит, в прямом и переносном смысле. Ведь это украшение – настоящее произведение ювелирного искусства!
Когда-то, в далеком 1938-м году «Морскую звезду» представил миру талантливый француз Рене Буавен. Пока хозяева тугих кошельков присматривались к чудесной драгоценности, ее купила известная француженка, угодившая в Голливуд – актриса Клодетт Кольбер. Единственная артистка французского происхождения, которой удалось прославиться в мире «американской мечты». И не просто прославиться, а заполучить невиданные по тем временам гонорары. Да-да, эта хрупкая женщина, о которой мы, почему-то, не наслышаны, умудрилась заработать в Голливуде кучу денег. Дожить до глубокой старости и отдать богу душу уже в девяносто два, наслаждаясь живописными видами Барбадоса. Где наша героиня провела остаток своих дней, не зная горя и лишений.
Мне даже жаль, что Клодетт не особо жаловала прекрасную брошь: дива американской киноиндустрии надевала украшение буквально пару раз, красуясь для нескольких удачных фотографий. Ну а потом, по всей видимости, забросила вещицу. И та затерялась в необъятных просторах ювелирной коллекции избалованной модницы. Сверкающие щупальца звезды, созданные из 18-каратного золота, раскинулись на 11,5 сантиметров в разные стороны. «Тело» ее сплошь усыпано обрамленными в золотые оправы рубиновыми кабошонами. Шикарными камнями, пылающими розово-алым на фоне солнечных отблесков благородного золота. Все остальное пространство морского чуда ювелир скурпулезно украшал аметистовой россыпью. Если о числе рубинов мы знаем точно – всего их семьдесят один, то аметисты, пожалуй, никто и не считал. Это «мелочи».
На черно-белом снимке не разглядеть того великолепного контраста, который, наверняка, создавала «морская звезда», что примостилась на темном фоне хорошенькой шубки актрисы. Ну а других, более ярких или увеличенных фотографий с редкой брошью я, увы, не нашла. Хотя за долгую жизнь и карьеру в Голливуде Клодетт чего только не примеряла и в чем только ни появлялась на публике.
Вот серебристая брошь соблазнительных размеров, и тоже принадлежащая водной стихии, морской конек. А вот, поистине, королевская полупарюра украшений с целыми гроздьями рубиновых «ягод» - бриллиантовый сотуар, браслет, серьги-люстры и приметное кольцо. Очень достойные ювелирные творения!
В кадре самая высокооплачиваемая артистка голливудского царства (в период 1930-х) почти никогда не появлялась без украшений. Тиары и короны, серьги и мириады колье, причудливые заколки и гребни для волос, и даже колье для волос, - в преклонные годы Клодетт Кольбер уже смутно припоминала все то обилие камней, которое ей пришлось носить. Бутафорские и настоящие, драгоценности, аксессуары и заколки стали неотъемлемой частью ее женственного образа.
Когда модница приобрела «Морскую звезду», она только что искупалась в лучах невероятной славы. Незадолго до покупки драгоценности Клодетт получила награду «Оскар» за роль в искрометной комедии «Это случилось однажды ночью».
Дуэт с неподражаемым Кларком Гейблом сделал француженку безумно знаменитой в США. Сам фильм мог похвастаться целой веерницей «Оскаров», один из которых крепко держала в своих изящных руках наша сегодняшняя героиня. Кстати, артистка не надеялась на успех, а потому торопилась вернуться в Нью-Йорк на ближайшем поезде. Однако ее успели вернуть, прислали за Кольбер лимузин, в котором вновь вспыхнувшая звездочка и приехала на фееричную церемонию награждения.
Как вспоминает сама дива, она прибыла на «Оскар» в том, в чем была. Известная публика поразила ее воображение изысканными вечерними нарядами и мерцающими бриллиантами. В то время как сама молодая женщина была одета очень просто – в темный дорожный плащ, а вместо перчаток – недорогая меховая муфта. И ни единого бриллианта.
Чуть позже, когда в 1938-м гонорары Кольбер станут более чем щедрыми, она сможет позволить себе любое платье и самое роскошное украшение. Лучшие художники по костюмам, по заказу французской красавицы, будут творить для нее фантастические одеяния. Один лишь облик египетской царицы чего стоит!
Струящиеся платья из эксклюзивных тканей, огромные, стилизованные под старину, браслеты с изображениями пауков, фееричные перстни, - неудивительно, что в этом многообразии вещиц Клодетт время от времени забывала о некоторых приобретениях ювелирных лавок. Вот и «Морская звезда» еще долго пребывала в незаслуженном забвении.