Найти тему
Sunday Magazine

Экономика торговли человеческими волосами

💇🏻‍♀️ Sunday Magazine № 2-2022

Стандарты красоты стимулировали рост мировой индустрии человеческих волос. А теперь озабоченность по поводу качества и этики их происхождения порождает новые бизнес-модели.

Gif с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/header-3.gif
Gif с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/header-3.gif

Человеческие волосы являются одним из самых универсальных ресурсов в мире.

Из них изготавливают кисти для каллиграфии, подкладки костюмов и мебель. Их используют для ликвидации разливов нефти. Они даже являются частью процесса приготовления пончиков в Dunkin’ Donuts.

Однако, множество волос с одной головы оказываются на головах других людей.

По некоторым оценкам, мировой рынок париков, плетения и наращивания волос составляет около 7 млрд долларов, и, по прогнозам, к 2024 году он вырастет до 10 миллиардов долларов (совокупный среднегодовой темп роста –  8%).

В Соединенных Штатах эти продукты уже давно популярны среди страдающих выпадением волос, афроамериканских и ортодоксальных еврейских общин, а также профессионалов из индустрии развлечений.

Но в последние годы знаменитости и инфлюенсеры в социальных сетях привлекли новую группу потребителей человеческих волос.

У Хлои Кардашьян есть целый шкаф в доме, посвященный наращиванию; ее сестра Ким вызвала бурю в Твиттере, когда опубликовала фотографию с нарощенными до пола волосами. Кажется, что каждая классическая прическа — от “Рэйчел” из “Друзей” до фирменного хвоста Арианы Гранде — появилась повсюду.

Но откуда все эти волосы? И куда они отправляются?

Цепочка поставок человеческих волос

Путь, который проходит прядь человеческого волоса от головы производителя до головы потребителя, сложен и часто непрозрачен.

По словам отраслевых экспертов, волосы проходят через ~ 100 пар рук, прежде чем достигают своего конечного пункта назначения.

Процесс начинается со сбора урожая – сбора волос с головы первоисточника. Подавляющее большинство необработанных волос в мире поступает всего из двух мест: Гонконга (30,2 млн долларов экспорта в год) и Индии (19 млн долларов).

-2

Согласно книге Эммы Тарло “Entanglement: The Secret Lives of Hair” местные торговцы волосами в Китае и Индии ходят из деревни в деревню в поисках женщин, которые хотят продать или обменять свои волосы.

Одним из основных источников волос являются индуистские храмы в Южной Индии, где паломники жертвуют своими волосами в практике, называемой тонзурой.

В храме Венкатешвара в горном городке Тирумала работают 1320 парикмахеров, которые бреют в среднем 40 голов в день. Состриженные волосы продаются через электронные аукционы. В феврале 2019 года один из таких аукционов принес 1,6 миллиона долларов за 157 тонн волос.

Женщине требуется не менее 2 лет, чтобы отрастить волосы до минимальной товарной длины (как правило, 25 см) — и по мере развития общества женщины все менее охотно с ними расстаются.

Это вынудило сборщиков в Индии и Китае расширить районы поиска в менее развитых странах, таких как Мьянма, Лаос, Монголия и Индонезия.

Цена необработанных волос сильно варьируется и зависит от их длины, текстуры и состояния.

Волосы, состриженные непосредственно с женской головы (называемые “Реми”), продаются по самой высокой цене, и торговцы обычно называют их “черным золотом”.

В 2018 году парикмахеры в крупнейшем городе Мьянмы – Янгоне, предлагали от 11 до 150 долларов за шевелюру, что в 4-55 раз превышает минимальную заработную плату в стране, составляющую 2,70 долларов.

Но индустрия также рассчитывает на менее желанные отходы волос, которые “сборщики волос” собирают из канализационных водостоков и свалок и продают местным дилерам примерно по 8 долларов за кг.

Рабочие моют и сортируют волосы в центре обработки на окраине Ченнаи, Индия, 2017 (ARUN SANKAR/AFP via Getty Images) фото с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/process1.jpg
Рабочие моют и сортируют волосы в центре обработки на окраине Ченнаи, Индия, 2017 (ARUN SANKAR/AFP via Getty Images) фото с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/process1.jpg

После сбора эти пучки волос собираются в организованные стопки.

Затем волосы отправляются в Мьянму и Бангладеш, где рабочие сортируют их по длине и цвету. В Пьяобве, небольшой деревне в 480 км к северу от Янгона, когда-то жители занимались сельским хозяйством; теперь почти каждая семья сортирует волосы.

Обычный рабочий в Мьянме может заработать 1,4 доллара в день.

Эти обработанные волосы затем отправляются на фабрики, где из них изготавливаются заколки для челок, короткие стрижки по типу “Боб” и другие реалистичные парики.

Более 70% таких фабрик находятся в Китае, который и получает львиную долю прибыли от готовой продукции из волос.

Согласно данным UN Comtrade (прим. база данных статистики о международной торговле), в 2019 году Китай экспортировал продукции из человеческого волоса на сумму 1,15 млрд долларов.

В Сюйчане — городе, который часто называют мировой столицей изготовления париков, — волосы окрашивают, обрабатывают, завязывают вручную и с помощью машины вплетают в парики, которые вручную изготавливаются по слепкам голов получателей.

Рабочие обрабатывают волосы недалеко от Ченнаи, Индия, 2017 (ARUN SANKAR/AFP via Getty Images) фото с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/process2.jpg
Рабочие обрабатывают волосы недалеко от Ченнаи, Индия, 2017 (ARUN SANKAR/AFP via Getty Images) фото с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/process2.jpg

Готовая продукция проходит путь от заводской линии до полки салона красоты по глобальной дистрибьюторской цепочке.

Товары перемещаются через многонациональных дистрибьюторов и местных посредников, иногда несколько раз пересекая Атлантический океан, прежде чем попадают в продажу на маркетплейсах, вроде Amazon, Alibaba и Etsy.

Соединенные Штаты с объемом импорта в 2020 году более 130 миллионов долларов являются крупнейшим рынком для продуктов из человеческого волоса. Потребители делятся на несколько типов:

  • Афроамериканский рынок, который составляет значительную часть потребления волос в США. В этом секторе доминируют корейско-американские ритейлеры.
  • Рынок шейтелей (париков, которые носят ортодоксальные еврейские жены по религиозным соображениям) оценивается в 60 миллионов долларов. Эти высококачественные парики (от 800 до 5,5 тысяч долларов), как правило, поставляются специализированными поставщиками.
  • И новое пополнение: миллениалы-пользователи Инстаграма, которые делают покупки в розничных сетях, таких как The Hair Shop.

Но в последнее время ряд этических соображений побудил поставщиков и покупателей переосмыслить существующую цепочку поставок.

Сложная этика и контроль качества

В июле 2020 года 13-тонная партия продуктов из человеческого волоса на сумму более 800 тысяч долларов была конфискована таможней США. Считается, что продукты были собраны (и изготовлены) заключенными в уйгурских лагерях для задержанных в Синьцзяне.

Хотя примерно можно составить цепочку поставок, большинство потребителей не знают откуда беруться волосы и получают ли за них справедливое вознаграждение.

Рабочая производит парик на заводе в Хэчжане, Китай, октябрь 2020 (Luo Dafu/VCG via Getty Images) фото с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/wig.jpg
Рабочая производит парик на заводе в Хэчжане, Китай, октябрь 2020 (Luo Dafu/VCG via Getty Images) фото с сайта https://thehustle.co/wp-content/uploads/2020/12/wig.jpg

Валери Огоке является основателем Ayune Hair, компании по наращиванию волос, уделяет особое внимание происхождению волос.

“Мы забываем, какое влияние это оказывает на женщин в этих странах”, — говорит Валери. “Они воспринимают красоту, аналогично западным женщинам, поэтому они часто стыдятся и смущаются, когда стригут волосы”.

Многие считают храмы хорошим источником волос, но у Огоке не согласна. “Если кто-то жертвует свои волосы по духовным причинам, я не хочу зарабатывать на этом”, — говорит она.

Вместо этого она использует выпавшие волосы — 50-100 волос (которые естественным образом выпадают каждый день у человека) сельских индонезийских женщин, что позволяет им пополнять свой доход, сохраняя при этом свою внешность.

Отношение Огоке указывает на формирование тенденции к использованию сырья только из источников, внушающих доверие.

Хотя еще не ясно, смогут ли “этичные” источники удовлетворить спрос ряда брендов в индустрии продуктов из волос, таких как Great Lengths, Remy New York, Woven Hair, SimplyHair и The Real Human Hair Company, которые сделали этику центральной частью своего маркетинга.

В этом году поисковые запросы Google по запросу «этические волосы» достигли 5-летнего максимума. И в целом интерес к продуктам, полученным из этических источников (судя по публикациям в СМИ), резко возрос за последние два десятилетия.

Вопросы качества идут рука об руку с этическими соображениями: многие продукты из волос также не всегда соответствуют тому, что написано на этикетке.

Известно, что недобросовестные поставщики:

  • Дополняют якобы парики из “100% волоса человека” более дешевыми синтетическими материалами и шерстью животных, чтобы увеличить прибыль.
  • Указывают неверную страну происхождения волос.

Данные об экспорте UN Comtrade показывают, что волосы, продаваемые как бразильские или перуанские, часто являются китайскими или индийскими. Парик с надписью “Европейский Реми” вполне может быть обесцвеченными индийскими отходами с расчесок, смешанными с козьей шерстью.

Южноафриканский предприниматель Претти Кубьяне стала соучредителем Blockchain Coronet, уникального решения для управления цепочками поставок волос для салонов.

По словам Кубьяне, африканские салоны получают 80% своего дохода от продуктов из натуральных волос, но, как сообщается, 38% из 100 миллионов единиц, ежегодно продаваемых африканским женщинам, являются контрафактными.

Многие салоны полагаются на посредников-однодневок, которые не предлагают помощи в случае некачественной доставки. Другие совершают дорогостоящие поездки в Китай, чтобы лично купить волосы и вернуться с ними в багаже, но при этом такая перевозка небезопасна – волосы могут украсть.

Решение Кубьяне использует технологию блокчейн для отслеживания сырья и гарантии его происхождения. Сертификат подлинности убеждает потребителей в том, что их волосы соответствуют этикетке, и позволяет салонам получить доступ к страхованию своего бизнеса.

Платформы C2C (прим. от англ. consumer-to-consumer, буквально – потребитель для потребителя), такие как buyandsellhair.com, обеспечивают большую прозрачность для потребителей и больший контроль для продавцов.

Женщины делятся фотографиями своих волос и подробностями о своем рационе, режиме ухода за волосами и причинах продажи. Продавцы устанавливают свои собственные цены (часто от 800 до 1,2 тысячи долларов) и часто стригут волосы только после того, как за них заплатят.

Ряд других компаний пытаются решить проблемы контрафакта другими способами:

  • Promptly Polished планирует связывать потребителей с независимыми дизайнерами париков по всему миру.
  • Компания Raw Society Hair разработала наращивание волос из стеблей бананового дерева. Их миссия состоит в том, чтобы предложить биоразлагаемую альтернативу синтетическим волосам и создать рабочие места для мелких банановых фермеров Уганды.

COVID и будущее торговли человеческими волосами

История показывает, что индустрия волос процветает во время экономических спадов.

Во времена Великой депрессии волосы были одной из немногих вещей, на которые женщины продолжали тратить деньги. А после финансового кризиса 2008 года количество салонов красоты выросло на 8 %, в то время как другие отрасли промышленности испытывали упадок.

Это может объяснить, почему, несмотря на закрытые салоны красоты, продажи товаров для здоровья и красоты в первом квартале 2020 года (когда началась пандемия коронавируса) выросли на 13% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

По данным IBISWorld (прим. компания по отраслевым исследованиям), клиенты все чаще рассматривают расходы на салон красоты как обязательные, а не как роскошь. Опрос 10 тысяч европейских мужчин показал, что многие из них предпочли бы иметь маленький член, чем облысеть.

Кубьяне связывает это с эффектом губной помады: потребители, как правило, тратят больше денег на небольшие удовольствия в трудные финансовые времена.

"Когда дела идут плохо, [женщины] просто хотят выглядеть красиво", — говорит она.

Оригинал https://thehustle.co/the-economics-of-the-human-hair-trade/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц