Введение
Всем более-менее сведущим христианам известно, что традиция причастия в христианстве связана с употреблением хлеба и виноградного напитка, известного как вино. Одни пьют кагор или иное красное вино с градусом, другие же считают более разумным употреблять свежий сок. Это делается с воспоминанием об Иисусе Христе, как он и заповедал:
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.
(Евангелие от Луки, глава 22)
Иногда возникает вопрос: а откуда взялось такое странное название — «причастие»? Ответ примерно такой: принимая эту пищу, верующий принимает участие в жертве Христа, приобщается к ней. В качестве аргумента обычно приводится отрывок из письма апостола Павла:
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(Первое послание к Коринфянам, глава 10)
На этом же фрагменте основано и другое учение: будто через эту пищу человек соединяется с Христом и обретает спасение. Например, вот какие слова приписываются архиепископу Фессалоникийскому Симеону:
Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении.
(Источник)
Чрезмерное увлечение фантазиями на тему соединения с Господом через пищу порой ведет к тому, что человек, принявший эту пищу, оказывается весьма высокого мнения о себе — как будто он сам и есть Христос. Это ослабляет в нем критическое восприятие принятых им религиозных идей. Мол, ты можешь сколько угодно со мной дискутировать, но это не важно: ведь Христос во мне! Ты споришь с Христом!
А протодиакон Андрей Кураев в свое время утверждал, что в силу этого единения сам Христос становится грешником (источник).
Удивительно, как далеко может зайти человеческий разум.
Сегодня я предлагаю вам вместе со мной окунуться в письмо апостола Павла и выяснить, о каком же приобщении ко Христу идет речь. Наш отрывок находится в Первом послании к Коринфянам, в главе 10. Ее мы и разберем.
Берегитесь, чтобы не упасть
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;
3 и все ели одну и ту же духовную пищу;
4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
(Первое послание к Коринфянам, глава 10)
Общество Израиля во многом похоже на церковь. Божий народ — масса людей, которые прошли один путь и находят себя частями благословенного целого.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
(там же)
Есть большой соблазн в том, чтобы полагать, будто весь народ ждет одна благая участь. Такое мышление рождает в человеке установку на вседозволенность, и он открывается для греха. А грех ведет к погибели лично его, независимо от его принадлежности к народу.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть».
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
(там же)
Самонадеянный народ подстерегает множество угроз и опасностей.
11 Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
(там же)
Изложив эту общую мысль, Павел переходит к самой сути:
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
(там же)
Важный момент
15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(Первое послание к Коринфянам, глава 10)
В моей домашней Библии стихи 16 и 17 выделены полужирным шрифтом, так что хочется сразу сфокусировать на них внимание и сделать какие-то далеко идущие выводы о мистическом чуде приобщения ко Христу, а вопросы заменить на утверждения, выдав их за священные догматы.
При этом 15-й стих остается без внимания.
Когда Павел пытается внушить читателям какую-то сокровенную мистическую установку, то склонен преподносить ее как тайну. Например:
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников…
(Послание к Римлянам, глава 11)
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся…
(Первое послание к Коринфянам, глава 15)
16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…
(Первое послание к Тимофею, глава 3)
Мистические истины принимаются либо опытным путем, либо через внушение от третьих лиц — вроде того, что делает Павел каждый раз, говоря о тайне.
В нашем же отрывке о чаше и хлебе Павел не предлагает тайны.
Павел предлагает рассудить: «Сами рассудите о том, что говорю».
Идеи, которые излагает Павел, доступны для человеческого рассудка. Потому он и предлагает рассудить, а не уверовать.
Переходим к делу
О чём же предлагает рассудить Павел? Давайте посмотрим еще раз:
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение* Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение* Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся** от одного хлеба.
(Первое послание к Коринфянам, глава 10)
* приобщение — греч. κοινωνία (кинони́а) — взаимоотношение, (со)участие, общность
** причащаемся — греч. μετέχομεν (мэтэ́хомэн), от μετέχω (мэтэ́хо) — иметь долю, принимать участие, участвовать, быть причастным
Что это за приобщение, которое можно понять рассудком?
Павел объясняет:
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники* ли жертвенника?
(там же)
* участники — греч. κοινωνοὶ (кинони́) — сообщники, соучастники, товарищи
Этот прием называется аналогией. Павел приводит два примера: христианскую трапезу и иудейское жертвоприношение, чтобы показать, что в обоих случаях имеет место один и тот же принцип — приобщение через еду.
Обратите внимание, что здесь идет слово «кинони́» — схожее по написанию с «приобщением» (кинони́а) из 16-го стиха.
А вот еще одна параллель:
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении* с бесами.
(там же)
* в общении — греч. κοινωνοὺς (кинону́с) — «сообщников»
Одно и то же приобщение Павел усматривает не только в церковной трапезе, но также в традиции Израиля и даже в языческих культах!
Во всех трех случаях есть простая и понятная логика: с чьего стола ты ешь и пьешь, к тем ты и приобщаешься.
Что так заботит Павла?
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
(Первое послание к Коринфянам, глава 10)
Если коринфяне ищут воли Бога, то им не следует раздражать Его идолослужением.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого.
(там же)
Как быть?
У Павла есть конкретные советы, как не приобщаться к бесовской трапезе.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
(Первое послание к Коринфянам, глава 10)
Павел дает понять, что пища сама по себе не представляет объективной опасности, а потому ее в принципе можно есть, не разбираясь, посвящена она идолу или нет.
Но есть один нюанс, о котором следует помнить:
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.
28 Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
(там же)
Если вы узнали, что предложенная вам пища посвящена какому-то идолу, то вам лучше от нее воздержаться, чтобы не стать сознательным сообщником в этом деле.
Хотя такой подход к еде позволяет христианину сохранять спокойствие собственной совести, Павел уточняет:
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
(там же)
Попросту говоря, здесь речь идет о чужой совести.
Почему это важно?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
(там же)
Это важно, чтобы другие люди — иудеи, эллины, да и сами христиане — не принялись служить идолам, глядя на вас и следуя вашему примеру.
Заключение
Мы рассмотрели тот логический принцип, который излагается в послании Павла относительно еды, будь то христианская трапеза, иудейская или языческая жертва. Рассудок может видеть здесь четкую логику, и именно ее преподносит Павел, когда призывает читателя рассудить.
Может быть, в христианском причастии и есть какая-то мистическая сторона. Особенно если учесть, что из коринфян, которые ели и пили недостойно, многие болели и умирали (см. 1Кор. 11:30).
Но в десятой главе Павел говорит вовсе не о мистике, а о вещах, понятных для человеческого рассудка.
А как вам кажется? Вы можете поделиться вашим восприятием в комментариях.