История А.Р.Т.О. чисто юридически началась со дня регистрации названия и пр. Еще до получения помещения театра на Сретенском бульваре. Тогда мы еще были творческой группой при еще живом центре Мейерхольда (ЦИМ), где нас приютил В.В.Фокин. Во главе с Николаем Рощиным мы периодически играли там наших «Пчеловодов» и выпустили несколько спектаклей: «Филоктет» (программа посвященная греческому театру), «Лилла Венеда» (польский театр), «Школа Шутов» (две версии) и «Мистерия Буфф» (совместно в французским театром Theatre de la Manufacture). Актерское Режиссерское Театральное Общество - принцип простой. Сотворчество. Период ЦИМа был лабораторным. Мы работали не на результат. Мы искали свой язык, форму, себя. Огромный и интереснейший период вместе с режиссерской магистратурой - изучение биомеханики Мейерхольда. Преподавал нам её Алексей Александрович Левинский (ученик актёра ГосТИМа Николая Кустова). Вот на биомеханике и остановлюсь подробнее.
Если загуглить, то по биомеханике найдется достаточно много материалов, в том числе и видео. Что-то совсем поверхностно, что-то почти научно. Я не буду лезть на территорию театроведения, а расскажу о своем опыте и своих ощущениях. Это очень странная дисциплина, с каким-то неуловимым, неочевидным КПД. Но этот КПД совершенно точно есть и в моем случае он очень высокий. Во-первых, я бы для себя отметил слово «дисциплина», хотя в самом процессе изучения (кто занимался с А.А.Левинским не даст соврать) нет никакой особой муштры. Эта дисциплина достигается методом накопления, в течение достаточно длительного периода. Много упражнений связаны с палкой, например, но то, что ты научился шикарно крутить палочку и держать баланс не означает, что ты «постиг» биомеханику. Ты только в процессе понимания и понимание это осознается больше не головным мозгом, а костным )) Ну, ок, подсознательно. Что мне нравится: никакой эзотерики (работы с энергиями, с измененным сознанием и пр.) - очень простой и, даже возможно многим кажущийся скучным, механизм. Набор упражнений и этюдов, где не требуется «актерских проявлений»: разыгрывания, отношения, проявления эмоций и пр. Основная задача - чёткое выполнение определенных физических действий. Единственное необходимое условие: осознанность, присутствие в режиме «здесь и сейчас». По началу эти условия начинает диктовать та же палочка, от которой можно больно получить по рукам или голове, если отвлечёшься. Этюды, одиночные или с партнёром или в группе, учат чувству ритма, чувству мизансценирования (жест как мизансцена, тело в пространстве сцены, как мизансцена) и чувству композиции. Ты начинаешь понимать цену движения на сцене (хотя никаких лекций про это тебе не читали), понимаешь, что такое «мусор» в жесте, суета, лишняя рефлексия. Когда человек правильно выполняет биомеханический этюд, смотреть на это можно вечно. Как на огонь. Хотя, ты понимаешь, что там нет «игры» в обычном актерском понимании, но есть игра с ритмом, с собственным телом, лёгкая почти музыкальная импровизация внутри жёсткой и сухой структуры, когда очень простое и вычищенное действие становится вдруг наполненным какими-то смыслами. Начинают вдруг проявляться вещи совершенно неожиданные, в зависимости от личности и фактуры человека. Как говорит А.А.Левинский: «биомеханику в карман не положишь» и это абсолютная правда, в том смысле, что её практическое, буквальное применение в актерской практике не очевидно. Но, с моей точки зрения, это очень важный и нужный элемент в арсенале актера.