Иван IV считал себя не только царем, но и наставником своих подданных. Главным объектом царского воспитания стали опричники.
Царь называл своих помощников «братией». Иван Грозным хорошо знал монастырский уклад. С юношеских лет он проводил много времени в поездках по монастырям. Похожий распорядок он установил и в своей «вотчине». В братстве царила строгая дисциплина.
🕓 В четыре часа утра опричное войско приходило на службу в церковь. Как писали Таубе и Крузе, «все не явившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие телесной слабости … приговариваются к 8 дням епитимии». Служба длилась шесть часов. Затем завтрак, во время которого царь читал опричникам «назидательные книги». В конце дня и после вечерней трапезы (20.00-21.00) царь и братия отдыхали, а в полночь снова приходил в церковь со всеми своими братьями, где оставался до трёх часов утра.
Настоящими монахами опричники себя не считали. После утренних служб царь устраивал совместные «немонашеские» трапезы с изысканными блюдами и дорогим вином.
Община опричников не была едина. Иерархия среди царской братии чувствовалась даже в одежде: опричники низшего ранга облачались в черные монашеские одеяния.
Более приближенные к царю опричники «ходили в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху».
Куньи или беличьи боярские шубы – награда за верную службу. Их носили даже летом в знак особого почёта
На голову надевали тафью – небольшую круглую шапочку, прикрывавшую лишь макушку. В торжественных случаях надевали высокие расширяющиеся кверху шапки, сшитые из горлышек пушных зверей. Такие уборы не снимали ни за столом, ни даже в присутствии царя.
Признаком высокого положения служили посохи, с ними знатные опричники стояли на богослужении.
В 1572 году Иван Грозный отменил опричнину.
#ивангрозный #русь #история #опричнина