Нет, не о «наведенной», искусственной бедности, которая постоянно ощущаема попавшими в капкан общества потребления. Когда тебе постоянно не хватает средств на 13-й айфон или новый автомобиль. А о настоящей, исконной, когда само физиологическое существование человека оказывается под вопросом.
Казалось бы, при существующем избытке таковой быть не может, однако статистика говорит об обратном: в развитом современном обществе примерно треть населения стабильно проживает за т.н. «чертой бедности» (отсюда, кстати, либеральная «концепция двух третей» – если две трети общества довольны своим существованием, мнением оставшейся трети можно пренебречь).
Вот буквально на неделе ко мне обратился товарищ, который решил заняться странной для общества потребления (а в России именно такое общество, принципиально не отличающееся в своей экономической части от того, что имеется на проклинаемом Западе, разве дополнительно отягощенное авторитарностью политического управления) темой – созданием центров бесплатной раздачи продуктов питания. Идея, насколько я понял, позитивно воспринята в руководстве Москвы (да-да, речь о «зажравшейся» столице)
Смысл в чем – из сетей супермаркетов продукты, у которых срок годности истекает текущим днем, отправляются не на помойки, а такие вот центры бесплатной пищи, куда может прийти каждый нуждающийся (ну там немного сложнее, требуется регистрация безработным или направление от ЦСО) и получить типа как по талонам бесплатно необходимые ему продукты.
Насколько такой посредник между супермаркетом и помойкой актуален – вопрос. Из плюсов – конечно, получить продукты в специализированном центре приятнее, чем выкопать их на помойке. С другой стороны, зная практику перебивания сроков годности, которая имеет место во всех продуктовых магазинах страны, центры очень рискуют, ибо им придется брать на себя ответственность за последствия употребления выдаваемых ими продуктов. А они могут быть самыми тяжелыми, вплоть до летальных.
Ну да бог с ними, с центрами. Никаких центров не будет (во всяком случае, в ощутимых масштабах) ибо само их появление идет в разрез с логикой общества потребления, для которого существование перманентной бедности является важным условием для эффективного существования.
Для общества потребления как «неэгалитарного социального порядка» удовлетворение невынужденных потребностей является «пряником», а существование огромного сегмента бедности выполняет роль «кнута».
Жан Бодрийяр четко определил причину «неистребимости» нищеты даже в условиях невероятного избытка:
«Для идеалистов изобилия бедность в современном обществе является «остаточной» и будет устранена при усилении роста. Однако она как будто сохраняется в череде постиндустриальных поколений; все усилия, направленные на ее устранение, сталкиваются, по-видимому, с неким механизмом системы, которая воспроизводит ее функционально на каждой стадии эволюции как род маховика роста, как род необходимого побуждения к общему богатству.
Система поддерживается, только производя богатство и бедность, производя столько же неудовлетворения, сколько и удовлетворения, столько же вреда, сколько и прогресса. Ее единственная логика заключается в самосохранении, и в этом смысле ее стратегия состоит в удержании человеческого общества в неустойчивом положении, в постоянном дефиците»
Бедность и прочие отрицательные явления неистребимы потому, что они порождаются совсем в другом месте, а не в бедных кварталах, трущобах или бидонвилях (жилищах бедняков); они зарождаются в социоэкономической структуре.
Однако тут же Бодрийяр делает важную оговорку -
«Сказанное не означает, что индустриальная или капиталистическая система являются осознанно кровавыми и ужасными, и потому они постоянно восстанавливают бедность или уничтожают природу. Морализирующий анализ (которого не избегают ни либералы, ни марксисты) всегда является ошибкой. Если бы система могла уравновеситься или выжить на иных основах, чем безработица, экологические проблемы и военные расходы, она бы это сделала»
Ну и представьте, тут вылезает мой товарищ-филантроп со своими центрами бесплатного питания... И пусть даже Собянин будет трижды «за», иммунная система общества потребления отторгнет эту практику, как нарушающую «священный» принцип «мягкого принуждения».