Найти тему
AR.MOSCOW

СЕКРЕТ БЕЛОКАМЕННОЙ РЕЗЬБЫ

Рассказывая о каменном зодчестве Древней Руси, нельзя пройти мимо уникального творения человечества — белокаменной резьбы. Резные узоры на соборах Владимирской земли поражают воображение даже самого искушённого зрителя.

Своего расцвета белокаменная резьба на храмах достигла во времена правления Андрея Боголюбского. В то время, кроме орнаментального декора (аркатуры, поребрика, орнамента) во Владимиро-Суздальском княжестве возникает зооантропоморфный декор. Стоит отметить, что изображения людей и животных в декоре храмов были запрещены византийскими архитектурными традициями. А это значит, что такой декор пришёл к нам с Западной Европы.

Андрей Боголюбский был довольно загадочной личностью в своё время. Во время одного из Крестовых походов он завязал дружбу с императором Священной Римской Империи Фридрихом Барбароссой. Поговаривают, что Фридрих часто делал подарки владимирскому князю. И однажды в качестве подарка Фридрих прислал во Владимир зодчего и мастеров по скульптурному декору.

Секрет белокаменного кружева на стенах храмов состоит в том, что для строительства в то время применяли белый известняк.

Нарезанный крупными блоками камень укладывался в стены, образуя их наружную и внутреннюю поверхности; пустоты заполнялись каменным же ломом и всё скреплялось известковым раствором. Белый камень поддавался обработке — и на стенах новых соборов появлялось всё больше искусной резьбы, изображавшей цветы, узоры, диковинных животных, христианских святых и самих князей-основателей.

Для стройки Владимирских и Суздальских храмов возили подмосковный известняк, причём конкретный сорт, добытый в селе Мячкове. Мячковский известняк был самым мягким и шёл на резной декор. А добытый чуть дальше по руслу реки Пахры пахорский и подольский известняки были уже потвёрже, из них выкладывали основу строения. У известняка есть любопытное свойство – вынутый из каменоломни камень некоторое время очень податлив к обработке из-за большой водонасыщенности. Обтачивать из него элементы стен или вырезать сложные узоры даже легче, чем по дереву. Но зато со временем известняк затвердевает, причём продолжает набирать крепости много-много лет.

-2

Самыми известными храмами, на стенах которых до сих можно увидеть невероятные кружевные узоры, остаются Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьев-Польском. На Дмитриевском соборе резные орнаменты складываются в картину рая, Нового Иерусалима, в котором уживаются сказочные звери и птицы, святые и герои древности, например, Александр Македонский и царь Давид, играющий на псалтыри.

Однако, о первом и втором соборах мы ранее уже писали:

поэтому сегодня расскажем о Георгиевском соборе в Юрьев-Польском — последнем в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси.

Храм построен в 1230–1234 годах по заказу князя Святослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо. Представляет собой одноглавый четырёхстолпный , трёхапсидный крестово-купольный храм, украшенный на фасадах белокаменной резьбой.

-3

В 15 веке под тяжестью барабана обрушились своды и под воздействием стихий разрушились стены, в результате чего мы достоверно не знаем, был ли храм весь украшен резьбой, или только до аркатурного пояса.

Вся нижняя часть стен Георгиевского собора покрыта рельефным декором.

В уровне хор фасады украшал аркатурно-колончатый фриз, в который были включены фигуры святых в полный рост. Закомару с восточной стороны украшает, уже знакомое нам по владимирским соборам, изображение Александра Македонского.

-5

Отдельные изображения и фигуры, выполненные в высоком рельефе удивительно сочетались с ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен, и фон вокруг горельефов.

-6

Самая удивительная часть украшения собора — мифологические и фантастические существа: грифоны, кентавры, драконы, львы, птица-сирин и множество других птиц.

-7

Все они имели символическое значение. Так, львы отвечали за добрые силы, кентавры и сирины олицетворяли злую волю, а вот драконы были символом мудрости или искушения.

-8

Многие из изображений встречаются в средневековом византийском трактате «Физиолог», о котором как-нибудь расскажем отдельно.

-9

Георгиевский собор Юрьева-Польского был самым украшенным собором древнерусского зодчества. К сожалению, сегодня он страдает от магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. Поэтому собору требуется срочная реставрация.

Кстати, в нашем приложении мы оживили образ льва🦁 как раз с Георгиевского собора. 📱Мобильное приложение AR.mos позволяет увидеть на экране телефона утраченные архитектурные объекты Москвы на их исторических местах в режиме «дополненной реальности».

Приложение можно скачать на официальном сайте проекта: https://ar.moscow/ или в Play Маркет / App Store.

Найдёте Лёву на объекте «Алевизов ров»?😉

Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

#armos #россия #russia #храмы #архитектура #белокаменнаярезьба #белокаменноезодчество #искусство