Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

До «Рода мужского»: чем прославился Алекс Гарленд

Алекса Гарленда — постановщика «Рода мужского», называют главным фантастом прямо сейчас — амбиционным сшивателем жанров и стилей, которому под силу работать и с sci-fi, и с хоррором, и с мелодрамой. Его первые заслуги (ещё задолго до режиссуры собственных проектов) — работа на поприще сценариста и писателя, в том числе над крупными, широко известными картинами. Вспомним же эти ленты:

«
Пляж». Первый сценарный опыт Гарленда — и, по большему счёту, его инициация в киноиндустрию. Бестселлер молодого писателя (книга стала хитом, чего не ожидал и сам новичок Гарленд), рассказывающий о путешествии на остров современных хиппи — своеобразный «Повелитель мух» для нового поколения. Но, увы, сейчас этот фильм выглядит достаточно рудиментарно: с эпилептической режиссурой Дэнни Бойла и одним из худших выступлений Леонардо ДиКаприо.

«28 дней спустя». Современная классика зомби-хоррора — продукт творческой синергии сценариста Гарленда и режиссёра Бойла. Вдохновившись шедеврами низкой беллетристики (b-movies, разного рода мрачные комиксы и видеоигры), Гарленд создаёт гиперреалистичный зомби-апокалипсис, пришедший на смену ужасам Джорджа Ромеро. Он производит социальную диагностику, отказывая человечеству в гуманизме — даже на фоне плотоядных монстров.


«Пекло». Здесь Гарленд задействует свои задатки фантаста, которые и откроют ему путь к режиссуре. «Пекло» — фильм Бойла, повествующий об экспедиции, которая намерена «оживить» умирающе солнце. В фильме переплавляется живая кинематография Бойла с философскими сентенциями сценариста-Гарленда, а амбициозный сюжет уходит в психоделию и «бэшный» хоррор. Чувствуется, что история пострадала от амбиций, а дуэт создателей, кажется, не до конца разобрался с жанровым регистром. Однако, как ни крути, «Пекло» — завораживающий визуальный опыт, настоящее сенсорное испытание для глаз.

-2



«Никогда не отпускай меня». Гарленд адаптирует сценарий книги Кадзуо Исигуро — писателя, сильно повлиявшего на его собственный стиль. Антиутопия о любовном треугольнике, жизни и смерти, находит тончайший эмоциональный окрас, который удачно прочувствован Гарлендом. Но фильму, увы, не хватило самости — его сочли слишком блеклым и почти безжизненным, потому мало кто из поклонников Гарленда помнит эту работу.

«Судья Дредд». Высооктановый экшн в режиме нон-стоп. Конечно, ключевые заслуги — это филигранная работа оператора Энтони Дода Мэнтла и режиссёра Пита Трэвиса, но стоит отметить и лаконичный сценарий Гарленда — здесь он в полной мере воплотил свою страсть к комиксам и олдскульным боевикам 80-х, насыщенных брутальностью. И это, надо сказать, самый простой, но в то же время — наиболее удачный проект, к которому Гарленд-сценарист приложил руки. Жаль, что зрители не оценили — «Дредд» в своё время провалился в прокате. А далее, как известно, сам Гарленд из сценариста удачно перепрофилировался в режиссёры и выстрелил фильмом о взаимоотношениях человека с роботом (Ex Machina).

-3