Найти в Дзене
Точка сборки

Чем вредны «чужие» знания для мага?

Магия сложнее, чем просто заговоры и обряды. Это говорится не для того, чтобы усложнить восприятие обещаниям сложностей на магическом пути. Это говорится для того, чтобы мотивировать вас копнуть глубже. Настаёт момент, жизненный этап в развитии, когда для дальнейшего продвижения на выбранном пути требуется провести ревизию знаний, убеждений, верований. У любого знания может быть лишь два источника. Каждый из нас, людей, что-то знает только по двум причинам: из своего опыта и потому, что так сказал кто-то другой. Т.е. либо мы что-то увидели, услышали и т.д. – и потом сделали вывод на основе личных наблюдений, либо доверились авторитетному источнику и переняли знания от него. Например, мы знаем, что ясное небо голубое потому, что видели это. Мы «знаем», что земля круглая потому, что нам об этом сказали в школе учителя. Ведь учителям положено верить?! Это «общепринятый авторитетный источник». Пример с круглой Землёй я привёл как самый наглядный. Я не сторонник плоской Земли на слонах и че

Магия сложнее, чем просто заговоры и обряды. Это говорится не для того, чтобы усложнить восприятие обещаниям сложностей на магическом пути. Это говорится для того, чтобы мотивировать вас копнуть глубже.

В книге содержатся чужие знания, если только книга не написано вами лично.
В книге содержатся чужие знания, если только книга не написано вами лично.

Настаёт момент, жизненный этап в развитии, когда для дальнейшего продвижения на выбранном пути требуется провести ревизию знаний, убеждений, верований.

У любого знания может быть лишь два источника. Каждый из нас, людей, что-то знает только по двум причинам: из своего опыта и потому, что так сказал кто-то другой. Т.е. либо мы что-то увидели, услышали и т.д. – и потом сделали вывод на основе личных наблюдений, либо доверились авторитетному источнику и переняли знания от него.

Например, мы знаем, что ясное небо голубое потому, что видели это. Мы «знаем», что земля круглая потому, что нам об этом сказали в школе учителя. Ведь учителям положено верить?! Это «общепринятый авторитетный источник».

Пример с круглой Землёй я привёл как самый наглядный. Я не сторонник плоской Земли на слонах и черепахе. Но подумайте вот о чём: сколько знаний мы за всё свою жизнь приняли на веру? Сперва потому, что так говорили мама и папа. Потом учителя в школе и ВУЗе. Авторитетные учёные и врачи по телевизору. Важные политики, историки. Это всё знания со ссылкой на авторитет источника, и далеко не все из них мы не то, чтобы удосужились проверить на практике, мы даже как следует анализировать не стали.

Знание о том, что земля круглая – для большинства лишь информация, принятая на веру и ничего больше.
Знание о том, что земля круглая – для большинства лишь информация, принятая на веру и ничего больше.

Я не говорю, что это плохо. Ребёнок познаёт мир, перенимая знания взрослых. И это правильно, ведь как иначе узнать о том, из чего состоит атом и кто победил в Куликовской битве?!

Но должен настаёт момент, когда накапливается существенная масса знаний, и настаёт пора смещать акценты с «принятия знаний в себя со ссылкой на авторитет» в сторону критического отношения, в сторону анализа, сравнения информации из разных источников, в сторону личного опыта.

Можно быть сколь угодно начитанным и сыпать фразами заслуженных учёных или историков, но до тех пор, пока информация не была подвергнута переосмыслению с точки зрения личного опыта, пока она не была подвергнута сравнению с информацией по тому же вопросу, но из других источников, пока по ней собственным разумом не был сделан вывод – это информация останется «чужой», принятой на веру.

И чем больше неосмысленных, принятых лишь на веру знаний, тем ближе такой человек к зомби, к машине, к автомату. И тем меньше у него шансов продвинуться на любом пути: от саморазвития и познания магии до профессионального роста.

Вот поэтому я говорю о важности пересмотра знаний, о том, что ментальное взросление человека невозможно без смещения акцента от принятия знаний на веру (как у малых детей) в сторону критического анализа, сравнения и личного опыта.

Пересмотру должны быть подвергнуты любые знания, полученные даже из самых доверенных авторитетных источников – от родителей, профессоров и докторов наук. И дело не в том, что там могут затеряться заблуждения и предрассудки, а иногда и откровенная пропаганда. А в том, чтобы знания в свей голове сделать по-настоящему своими.