Испания. Гранада. Альгамбра
Альгамбра. Дворец эмира.
Альгамбра — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.
Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе, Альгамбра находится под охраной Юнеско как объект мирового культурного наследия.
Свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.
В 1492 году Гранада была завоёвана Католическими королями, и Альгамбра стала королевской резиденцией.
Дворец Тенералифе и сады Тенералифе. (Летний дворец эмира)
Бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд второстепенных сооружений.
Дворец Тенералифе построен в XIII в. и перестроен в 1319 г. Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры. Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Оросительного канала, через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья. Он выводит к смотровой площадке, открывающему прекрасный вид на город.
Восточней дворца на холме расположены Верхние сады, разбитые в XIX в.; здесь обращают на себя внимание Водяная лестница, идущая вдоль каскада в перилах, и Романтический мирадор 1836 г. в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями. Нижние сады с каналами, фонтанами и искусно подстриженными деревьями и кустами появились только в начале XX в.; в 1952 г. в них построили открытый театр для проведения фестивалей музыки и танца.
Дворец Карла V (исп. El palacio de Carlos V) — ренессансный дворец короля Карлоса I в испанском городе Гранада, на территории мавританской крепости Альгамбра. В 1527 году король дал поручение построить дворец, но его строительство так и не было закончено, и король в нём никогда не жил. С 1958 года в здании располагается Музей изобразительных искусств.
Испанский король Карлос, и в то же время император Священой Римской империи Карл V, взял в жёны в 1526 году Изабеллу Португальскую, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Карл V в Испании почти не жил, за что получил прозвище — «отсутствующий король». Но свадьба прошла в городе Севилья. После бракосочетания молодожёны перебрались в тихую Гранаду и несколько месяцев прожили в апартаментах бывших мавританских халифов в Альгамбре. Небольшие помещения чуждой для короля мавританской архитектуры привлекали своей экзотикой и необычностью. Но жить в них король не хотел, потому что статус короля Испании и императора вынуждал иметь роскошную и большую по размерам резиденцию.
Так возник замысел создать новый и роскошный дворец именно в Альгамбре. На восточном участке крепостного двора был пустырь, который и отвели под будущий дворец.
Чиновники узнали об архитектурном таланте Педро Мачука и поручили проект нового дворца для короля именно ему, ученику авторитетных архитекторов Папы римского — Браманте, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарротти. Дворец был огромных размеров, первый этаж имел огромный руст с отверстиями для окон. Верхние этажи украсили пилястры и окна с роскошным обрамлением, не уступали красотой и сложностью деталей окнам римских дворцов. Центр фасада подчеркивал огромный портал, где архитектор сгустил декор из удвоенных полуколонн, постаментов, окон и скульптурных рельефов. Парадный фасад дворца тянется на 63 метра. Но за счет огромного масштаба казался ещё длиннее, сохраняя подавляющий для зрителя характер. Ничего общего не имела эта гигантская архитектура и с мавританской, вплотную к которой её выстроили. Бросалось в глаза и использование ценных строительных материалов (белый и серый мрамор), которые тоже не имели ничего общего с резным деревом, резной штукатуркой и цветными изразцами мавританской Альгамбры. Смелым по замыслу, но неудачным был и закруглённый внутренний двор дворца с длинными, монотонными колоннадами.