Кронштадт как известно является главной базой Балтийского флота. Основной его проблемой в XIX веке являлось то, что зимой Финский залив замерзал и всякое плавание прекращалось. Отсюда необходимость создания возможностей для зимней навигации.
Одним из первых, кто за это взялся был русский судовладелец Михаил Осипович Бритнев.
- По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 году в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лёд и ломать его своей тяжестью - Википедия
Чисто коммерческая идея. Бритнев рассчитывал обойти конкурентов. Хорошо зарабатывать на перевозке пассажиров и товаров в зимнее время.
22 апреля 1864 года модернизированный буксир "Пайлот" вышел в первой плавание до начала навигации. Об этом написали 27 апреля 1864 года в "Кронштадтском вестнике":
- Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и для приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход «Пайлот» почетного гражданина Бритнева, который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум, а именно в 8, 12 и 3 ч
Идея Бритнева не заинтересовала официальные власти. Ему было все равно. Главное для себя он извлек выгоду - билеты на "Пайлот" в зимний период стоили в пять-шесть раз дороже летних. Вскоре он построил еще одно подобное судно - "Бой".
В 1871 году в Гамбурге построили первый ледокол для работы в порту «Айсбрехер-1». Он не похож на Бритневский "Пайлот" как иногда утверждают, и был самостоятельной задумкой немецких судостроителей. Но "Пайлот" остается первым паровым судном ледокольного типа.
А первым настоящим ледоколом, который обеспечивал проводку других судов стал ледокол "Ермак", сконструированный вице-адмиралом Степаном Макаровым.
Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год